Куславкка муниципаллă округӗ

Номенклатура дел

 

Что такое номенклатура дел?

Номенклатура дел - это утвержденный систематизированный перечень дел,

заводимых в учреждении, с указанием сроков их хранения в установленном

 порядке. Номенклатура дел используется как схема распределения и

 группировки исполненных документов в дела (схема классификации),

указатель индексации документов и дел, сроков их хранения, а также как

схема построения справочной картотеки не исполненных документов.

Кроме того, она является учетным документом в делопроизводстве и

архиве учреждения для дел временного (до 10 лет включительно)

хранения. Номенклатура дел необходима для быстрого поиска документов

по их содержанию и видам.

От того, насколько качественно она составлена, зависят оперативность

 работы с документами и их сохранность. Наличие номенклатуры дел в

каждом учреждении, организации, предприятии обязательно. Основные

положения при составление номенклатуры дел которые мы используем

изложены в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД).

Составление номенклатуры дел организации?

Номенклатура дел может быть конкретной, примерной и типовой. Кроме того, различают номенклатуры дел структурного подразделения и учреждения. Конкретная номенклатура отражает документы одного конкретного учреждения или структурного подразделения. Примерные и типовые номенклатуры дел отражают документы определенной категории учреждений с однотипным характером деятельности и составом документации. Кроме того, типовая номенклатура устанавливает единую индексацию дел для соответствующих учреждений системы (ведомства) и является обязательной. Примерная номенклатура дел является рекомендательной.

 Составлению номенклатур дел в организации предшествует подготовительная работа, цель которой — обеспечить систематизацию и  учет дел.

Разработка номенклатуры дел в организации – задача не из легких, потому ее выполнением должны заниматься исключительно профессионалы своего дела.

Специалисты, работающие в этом направлении, обязаны руководствоваться рядом важных нормативно-методических документов, и особое внимание должно уделяться соблюдению правил функционирования и использования уже существующих архивов в организации.

Как показывает практика, номенклатура дел обычно разрабатывается в четыре этапа.

Причем каждый шаг требует от исполнителя наличия достаточных знаний не только в области делопроизводства, но и особенностях работы самой компании.

Первый этап заключается в выборе разновидности номенклатуры, разработке главной классификационной схемы или таблицы.

На втором этапе выполняется формулирование заголовков, которые будут характерны для каждого создаваемого дела. Кроме этого, разработка номенклатуры дел в организации на этом этапе включает в себя описание содержимого каждого документа и установление конкретных сроков, на протяжении которых дело будет храниться.

Третий шаг – это систематизация созданных заголовков дел в нужной последовательности, где в обязательном порядке учитывается значимость документов и взаимосвязь между ними.

И, наконец, четвертый этап – оформление проекта, его подписание и согласование, после чего номенклатура утверждается.