Информация в рамках правового просвещения на тему: Организация питания в общеобразовательной организации (аутсорсинг)
Введение аутсорсинга приготовления школьного питания сопровождается: упразднением пищеблоков с проведением мероприятий по сокращению штата их работников, привлечением для целей приготовления школьного питания специализированных лиц - аутсорсеров (обычно они являются коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями), на основании гражданско-правовых договоров. При этом в целях стабилизации ситуации в условиях перехода от одного экономико-юридического механизма приготовления горячего питания к другому обычно осуществляется ряд организационных мер. В их число входит, например, передача помещений пищеблока школы, кухонного и иного оборудования в аренду аутсорсеру, а также перевод персонала пищеблока (при его согласии) на работу к аутсорсеру. Специально отметим, что при использовании механизма аутсорсинга обязанность по обеспечению обучающихся безопасным и качественным питанием со школы не снимается.
Таким образом, на основании договора аутсорсинга о предоставлении питания возникает обязательство, правовая конструкция которого предусмотрена ст. 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства третьим лицом. Аутсорсер предоставляет питание обучающимся, а ответственным лицом перед обучающимися остается общеобразовательная организация (заказчик). В дальнейшем Заказчик (школа) может переложить ответственность на аутсорсера (исполнителя), предъявив к нему соответствующие требования, но только в пределах заключенного договора. Последнее обстоятельство свидетельствует о необходимости весьма тщательного подхода к формулированию условий договора аутсорсинга. В ином случае негативные последствия ненадлежащего исполнения аутсорсером договора придется нести общеобразовательное организации (заказчику).
При введении аутсорсинга происходят следующие экономико-юридические изменения.
Во-первых, для школы меняется характер правового регулирования тех отношений по приготовлению школьного питания, в которых она участвует, - трудовое правовое регулирование сменяется гражданско-правовым.
Во-вторых, изменяется характер экономических подходов, которые опосредуют эффективное размещение ресурсов, связанных с приготовлением горячего питания.
С введением аутсорсинга отношения по размещению соответствующих ресурсов принимают внешний характер и в них начинают использоваться механизмы рыночной экономики, основанные прежде всего на таком регуляторе, как рыночная цена. При отсутствии аутсорсинга отношения между пищеблоком и школой, являются исключительно внутриорганизационными. Следствием подобных обстоятельств является то, что механизмы формирования затрат на приготовление питания без использования аутсорсинга и при его использовании существенно различаются. Как отмечает М.Л. Вейцман, в экономике внутриорганизационных отношений для эффективного размещения ресурсов в качестве регуляторов традиционно используются (и используются в большинстве случаев достаточно эффективно) нерыночные регуляторы. Ими служат планируемые руководством организации (центром») «количество» (и «качество») ресурсов. Данные регуляторы принципиально отличаются от финансовых (денежных) регуляторов (в частности, от рыночной цены). Последние явно или неявно ориентируют на получение прибыли (аутсорсером) и ту экономию финансовых (денежных) средств (больницей), которая увеличивает прибыль (доход). Используемые же во внутриорганизационных отношениях натуральные показатели ориентируют не на получение прибыли и увеличивающую ее экономию финансовых средств, а на достижение определенного нефинансового (натурального) результата (в нашем случае это охрана здоровья обучающихся). То есть при формировании затрат во внутриорганизационных отношениях на первом месте стоят натуральные показатели, а при внешних (рыночных) отношениях - финансовые показатели (в частности, рыночная цена).
В-третьих, необходимо иметь в виду, что успехи или неудачи аутсорсинга в существенной степени связаны с его человеческими аспектами. Результаты аутсорсинга, как и всех иных бизнес-процессов, зависят от того, как его будут реализовать люди. В то же время в современной практике аутсорсинга, как отмечает С. Морган, на этот аспект обращают незаслуженно мало внимания. Недостаточно учитывается данный аспект аутсорсинга и при выборе эффективного правового регулирования отношений аутсорсинга. Например, в части решения такой важной проблемы, как создание юридических гарантий, направленных на снижение риска возникновения конфликтов вследствие различия организационных культур аутсорсера и заказчика.
Различия в корпоративной культуре взаимодействующих субъектов приводит на практике к возникновению определенной конфликтности. Далеко не все аспекты таких конфликтов можно эффективно урегулировать одними лишь экономическими «вливаниями», правом или выбором политики.
До введения аутсорсинга школа представляла собой некое организационное единство, т.е. некий целостный «организм (тело)» (в том числе единый трудовой коллектив). При введении аутсорсинга приготовления горячего питания осуществляется ликвидация пищеблока как «структурного подразделения школы» с его заменой аутсорсером. Вследствие этих действий в «организме» школы вместо старого элемента (органа») появляется новый элемент (аутсорсер), который действует в иных правовом режиме и культуре - в режиме гражданского права и коммерческой корпоративной культуре. Данный элемент фактически представляет собой для организации в целом (организма») некое чужеродное внешнее «включение», т.е. «включение», принадлежащее «чужому роду» (имеющее иной «юридико-организационный генотип») . Таким образом, в результате применения аутсорсинга в «организме» школы начинает функционировать элемент (аутсорсер), который подобен некому экономико-юридическому «трансплантату» (протезоподобному имплантату») . И в этой ситуации без принятия специальных мер по сближению правового регулирования и корпоративных культур всегда существует риск отторжения «организмом» школы аутсорсера (трансплантата с чуждым «генотипом») .
Проблема гармонизации экономико-юридических и культурных конфликтов, вызванных введением аутсорсинга, и влияние этих конфликтов на качество и безопасность питания обучающихся. Обратимся сначала к гармонизации конфликтов в части правового регулирования. Такая гармонизация может осуществляться, в частности, путем включения в договор аутсорсинга условий, позволяющих совершить осторожный, постепенный, но в то же время юридически достаточно непростой «дрейф» от гражданско-правового к некому квазитрудоправовому регулированию (прежде всего в части регулирования текущего контроля за приготовлением лечебного питания). Этот «дрейф» обусловлен тем, что характер отношений эффективного аутсорсинга в некотором смысле близок к характеру трудовых отношений (с той разницей, что их субъектом является не работник - физическое лицо, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (аутсорсер).
Принципиальная возможность происходящего при данном «дрейфе» взаимопроникновения некоторых (но необходимо специально отметить, далеко не всех) аспектов гражданско-правового и трудоправового регулирования является следствием наличия у гражданского и трудового права общей цивилистической основы. В частности, история трудоправового регулирования в России свидетельствует, что классическое российское трудовое право - то, субъектом которого является работник - физическое лицо, рождалось именно вследствие «дрейфа» ряда гражданско-правовых нормативных положений в направлении, учитывающем значимые особенности коллективного труда.
На практике нередка ситуация (и она имеет место также при аутсорсинге приготовления горячего питания), когда для конкретного вида аутсорсинга насущно необходим «дрейф» в сторону трудоправового регулирования, но использование в этих целях такого юридического инструмента, как гражданско-правовой договор, создает неустранимый конфликт с императивными нормами гражданского и (или) трудового права. В этом случае следует применить более радикальные юридические меры. В особенности с целью снижения рисков ненадлежащего осуществления аутсорсинга требуется внести изменения в действующее гражданское и (или) трудовое законодательство, либо в административное законодательство (в частности, регулирующее лицензирование и осуществление санэпиднадзора).
Перейдем теперь ко второй проблеме - проблеме гармонизации экономических отношений, существующих при аутсорсинге. Ее решение фактически упирается в гармонизацию механизмов формирования затрат на приготовление питания с теми механизмами формирования затрат, которые используются во внутрибольничных отношениях.
Аутсорсинг (в экономико-юридическом смысле) представляет собой привлечение в рамках системы долгосрочных правоотношений с периодическим исполнением, возникающих на основании договора, в силу закона либо доминирующего участия в управлении, некого лица (аутсорсера), специализирующегося на продаже или создании определенного материального либо нематериального блага (товара, работы, услуги) и обладающего значительной свободой воли, в целях осуществления функции по предоставлению данного блага особому покупателю (заказчику) - тому, кто ранее осуществлял (или обычно должен осуществлять) данную функцию самостоятельно.
У покупателя (заказчика) - до передачи соответствующей функции аутсорсеру - эта функция обычно осуществляется (или обычно должна осуществляться) определенным элементом его структуры (специальным структурным подразделением). В нашем случае - это пищеблок школы. Что же касается самой функции, то под ней следует понимать роль (участие), которую соответствующий элемент структуры покупателя (заказчика) играет в обеспечении существования и эффективной деятельности последнего как единого целого (в том числе в решении его задач и достижении целей). Без надлежащего функционирования аутсорсера использование аутсорсинга будет действовать разрушающе на покупателя (заказчика) - в частности, на его автономность. Оно будет ставить последнего в повышенную зависимость от ненадежного аутсорсера и обесценивать этим саму идею использования аутсорсинга.
Сохранить структурное единство (целостность), достаточный уровень самостоятельности и стабильность деятельности организации позволяет выбор надлежащего аутсорсера (имплантата) и его должное «встраивание» в систему отношений. При этом при выборе надлежащего аутсорсера недостаточно наличия у него некой «предполагаемой способности» исполнять передаваемую ему функцию. Хотя наличие подобной «способности» фактически презюмируется - в целях увеличения конкуренции, законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд (в первую очередь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках)).
Появление в системе отношений, связанных с предоставлением горячего питания, дополнительного субъекта - аутсорсера, в настоящее время не обеспечено надлежащими юридическими гарантиями надежности функционирования данного субъекта. Подобные гарантии должны формироваться не договором, а федеральным законом, опосредуя при этом специально формируемый организационный механизм «встраивания» аутсорсера (имплантата») в «тело» организации и осуществления за ним тщательного текущего контроля. Необходимость в таких гарантиях предполагает и то обстоятельство, что обычно аутсорсер - это коммерческая организация. Для подобной организации основной (и юридически признанной) целью деятельности, в отличие от общеобразовательной организации, является не охрана здоровья обучающихся, а получение прибыли.
То есть охрана здоровья обучающихся является для коммерческой организации - аутсорсера, согласно закону (ГК РФ), целью второстепенной. Таким образом, появление подобного аутсорсера в отношениях по предоставлению горячего питания обучающимся рождает очевидный конфликт интересов между ним и школой.