Чтобы дети не расставались с музыкой
Интервью с преподавателем Козловской школы искусств, руководителем самодеятельного оркестра народных инструментов Любовью Михайловной Сусликовой.
– Расскажите о себе, как получилось, что музыка стала Вашей профессией?
– Мой папа Михаил Хрисанфович Моисеев с 1943 по 1945 годы воевал на фронте и дошел до Берлина. После окончания войны служил в Берлине шесть лет в музыкальном взводе. Все его детство было связано с музыкой, с шести лет он играл на гармошке. И брат у меня такой же музыкальный, к большому сожалению, не доучился в музыкальной школе, по молодости или по глупости бросил. Родители уехали к старшему брату отца на Сахалин, там я родилась. Но родные места, как говорится, «тянут» к себе, и когда мне было два года, мы вернулись в Козловку.
Закончила Козловскую среднюю общеобразовательную школу №1. Начала ходить в музыкальную школу, но постепенно бросила ее, родители не настаивали, а очень зря. Где-то в восьмом классе потянуло меня играть на аккордеоне, их в доме у нас было три. Взяла в руки инструмент и у меня все получилось, слух, наверное, хороший. В старших классах аккомпанировала учителям на всех школьных вечерах и концертах. После школы вопрос куда мне поступать отпал сам по себе, конечно – в музыкальное училище. Конкурс был очень большой, самые сильные аккордеонистки из Саратова, Украины приехали поступать в это училище, но моим плюсом стало то, что я из Чувашии. В 1969 году я стала студенткой Чебоксарского музыкального училища имени Ф. Павлова по классу аккордеон.
В 1973 году пришла работать в Козловскую музыкальную школу и вот уже 10 августа 2020 года будет 47 лет, как я работаю здесь, дарю свою любовь к музыке детям, учу понимать музыку. Но больше всего, конечно, на мой выбор к музыке повлияло то, что мой отец со дня основания школы-интерната играл в духовом оркестре, участвовал в хоре, вел танцевальный кружок. Можно смело сказать, что я пошла по стопам отца, он был музыкальным человеком с большой буквы.
– Вы работаете в этой школе давно, приводят ли к Вам Ваши ученики своих детей?
– Не только детей, но уже и внуков.
– Какие качества личности Вы считаете необходимыми для преподавателя музыки?
– Первое – это любовь к детям, без нее просто нечего делать в этой профессии. Второе – надо иметь такое качество, как выдержанность, не у всех все сразу получается, дети все разные, у всех свои амбиции, свой сложившийся характер, нужно найти подход к каждому ребенку индивидуально, не обидеть его.
– Сколько сейчас у Вас воспитанников, какие у них успехи?
– Сейчас у меня 13 учеников (11 мальчиков и 2 девочки), все учатся только на «4» и «5». Даже если у них есть еще несколько кружков, куда им нужно успеть, никто не пропускает мои занятия.
– Что для Вас самое главное в преподавании музыки?
– Цель преподавателя заключается в том, чтобы ребенок так же смог полюбить музыку, как ее любим мы. Был случай, когда одна мама силой тащила сына из машины на мои занятия, очень уж он не хотел заниматься музыкой. Но вот прошли годы, и теперь этот мальчик посещает все уроки и с удовольствием играет на аккордеоне.
– Можете поделиться каким-нибудь забавным случаем или эпизодом из Вашей преподавательской деятельности?
– Лично на моих уроках курьезных случаев не было, но вот на уроке теории (предмет музыкальная литература), который ведет Татьяна Георгиевна Федорова, была интересная история. Есть такой музыкальный термин – украинский Гопак (танец), белорусский Трепак (танец), одна девочка, когда отвечала урок, интересную фразу высказала - украинская гопка, белорусская трепка. Все просто со смеха чуть не попадали. Таких смешных моментов бывает много в музыкальной жизни.
– Какие Ваши личные музыкальные предпочтения, любимые композиторы, произведения?
– Народные танцы, народные песни, классика, современный джаз.
– Обычно критерием успеха преподавателя является количество учеников, ставших профессиональными музыкантами. Что для Вас является показателем успешности Вашей работы? К чему должен стремиться преподаватель музыки?
– Самое главное для наших учеников – это участие в музыкальных мероприятиях, это и есть уже победа. И, конечно, когда твой ученик занимает призовые места в республиканских или городских конкурсах, гордишься его успехами, радуешься вместе с ним.
– Занимались ли музыкой Ваши дети?
– К большому сожалению, мои дети музыкой не занимались. Может, надо было их заставлять, но я как молодая мама дала слабину и не стала настаивать на этом.
– Чем Вы занимаетесь в свободное время?
– В свободное время от работы я занимаюсь своим любимым полисадником возле дома. Там я выращиваю овощи, сажаю цветы. Летом они украшают фасад нашего дома. Участвую в городском конкурсе по благоустройству города и занимаю призовые места.
– Каковы Ваши ближайшие планы на будущее?
– В ближайшем будущем я жду здесь своего ученика Д. Короткова, в данное время он учится на втором курсе музыкального училища. Надеюсь, когда получит диплом, заменит меня, и я с большим удовольствием уйду на заслуженный отдых.
– Если бы Вам представилась возможность начать жизнь сначала, выбрали бы Вы профессию музыканта вновь?
– Даже если бы мне предложили 10 раз начать жизнь заново, я не изменила бы своему выбору никогда. Быть учителем музыки – это мое призвание.
Беседу вела Н. Тихонова.