Поговорим о Якове Петровиче Полонском в межпоселенческой библиотеке.
«Писатель, если только он Волна, а океан - Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия».
Яков Полонский
К 200-летию со дня рождения замечательного лирика и незаурядного художника, автора одного из самых популярных цыганских романсов «Мой костер в тумане светит…» Якова Петровича Полонского с 13 по 30 декабря работает выставка-обзор «Поэт сердечной и гражданской тревоги».
Имя Якова Петровича Полонского входит в число великих учителей, которые «пролили свет на «бездну века» (А.А. Блок). Некрасов писал, что произведения Полонского «постоянно запечатлены колоритом симпатичной и благородной личности». Д. Григорович свидетельствовал: «Я еще в жизни не встречал человека с душой более чистой, детски наивной; сколько подлостей прошло мимо него, он не замечал их и положительно не верил, что есть зло на свете». Благодаря таким свойствам своей личности Полонский в течение своей жизни был в дружеских отношениях со всеми величайшими поэтами и прозаиками своего времени: Тютчевым, Фетом, Достоевским, Толстым, Тургеневым.
Творчество Полонского началось в сороковые годы XIX века. В цикле стихотворений, обращенных к Некрасову («Поэту-гражданину», «О Н.А. Некрасове», «Блажен озлобленный поэт…», Полонский пытается рассмотреть сложность и трудность положения поэта-обличителя, который «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». Автор стихотворения «Поэту-гражданину», обостренно переживавший свое литературное одиночество, поневоле обращался мыслями к извечной теме поэта и толпы.
Нам поэт знаком как автор слов известных романсов А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, Ц.И. Кюи, С.И. Танеева, А.Т. Гречанинова и многих других композиторов. Написанная в 1853 году «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), стала народной песней.
Межпоселенческая библиотека предлагает вам познакомиться с литературным наследием поэта из представленных сборников произведений на выставке: «Русская поэзия Золотого века», «Мысль, вооруженная рифмами», «Край ты мой, родимый край», «Поэзия второй половины XIX века», «Любовная лирика русских поэтов».
В творчестве Якова Петровича значительное место занимает и проза. Прав был и Тургенев, считавший, что Полонский «умеет так же хорошо писать прозой, как и стихами», и Чехов, которого при чтении рассказов и повести «Полонского не оставляла мысль, что «все больше русские стихотворцы прекрасно справляются с прозой». Из немалого прозаического наследия Полонского на выставке представлен сборник «Проза», в которую вошли грузинские очерки («Делибаштала», «Квартира в татарском квартале», «Тифлисские сказки»), написанные по впечатлениям от службы молодого Полонского в Закавказье, рассказы («Статуя Весны», «Груня», «Женитьба Атуева»), а также воспоминания о детстве, школьных и университетских годах поэта. Особую ценность представляет очерк о последнем пребывании на родине И. С. Тургенева, с которым поэта связывала многолетняя тесная дружба.
Полонский оставался рыцарем поэзии до последнего дня. Пророчески звучат его слова, обращенные к Тургеневу: «Мне кажется, что год, в который я не напишу ни строчки, ни одного стиха не состряпаю, будет последним годом в моей жизни...».
«Загадочная поэзия Полонского до сих пор не нашла себе полного истолкования в нашей критике» - это сказано было в конце прошлого века. Но и сейчас еще не вполне прояснено для нас своеобразие этого поэтического мира. Думается, что мы просто до сих пор не прочитали Полонского так полно и сосредоточенно, как он того заслуживает, и читателя еще ждет радость встречи с этим глубоко самобытным поэтом.
Информация подготовлена библиотекарем ООЧ, К и ОД Сафиной З. Р.