Славный сын земли козловской
Иван Андреевич Шевле родился 16 октября 1899 года в деревне Малое Бише-во Козловского района Чувашской АССР. В семье крестьянина-середняка достаток добивался большим трудом. Кроме домашнего хозяйства, уже в четырнадцатилетнем возрасте Иван работал по найму. Два брата и две сестры были безграмотными. Неудивительно, как велика была у подростка Вани тяга к знаниям. Отец Андрей Яковлев был инвалидом войны, и физическому труду был не способным. Многодетная семья порою выбивалась из нужды на воде и хлебе. Вспоминал: «Видел и чувствовал горькую долю нашей семьи. Но не отчаивался и не сидел сложа руки, старался помочь чем смогу: пас свиней, сеял и жал хлеб. С малых лет меня тянуло к учёбе, но средств на это не имелось. Так, я с восьми лет начал по зимам бегать в Балановскую земскую школу».
По окончании Карачевской двухклассной сельской школы в 1915 году молодой Шевле подает документы во многие учебные заведения, но приёма за счёт казённых средств не добивается. Как быть? Тут пришли на помощь братья Егор и Николай, которые трудились бурлаками, а потом матросами на пристани пароходного общества «Русь» в городе Казани. Они-то устроили родственника в качестве мальчика-писца при конторе. На заработанные в речную навигацию деньги И. Шевле учился в зимнее время в Симбирской Чувашской учительской школе.
За время учёбы у него проявился интерес к народному творчеству. Он не только стал прекрасным актером, но и руководил любительским драматическим кружком Симбирской чувашской учительской школы. Впоследствии этот кружок в годы становления Советской власти в 1918-1919 годах вырос в «Чувашскую труппу Чувашсекции при Политотделе Реввоенсовета Восточного фронта Красной Армии». Труппа обслуживала красноармейцев-чуваш Ульяновска, Куйбышева, Сызрани и других прилегающих районов, а уроженец Козловского района И. Шевле являлся его главным режиссёром.
В 1919 году наш герой рассказа переехал на учёбу в город Казань. Будучи студентом факультета общественных наук (бывшего юридического факультета) Казанского университета, одновременно был зачислен очередным режиссёром Казанской Советской Передвижной Чувашской труппы. Когда образовалась Чувашская автономная область, то молодого специалиста по требованию Чувашревкома отправили в Чебоксары для работы во благо чувашского народа.
О творческой и юридической стезе Ивана Шевле есть упоминание в книге Ф. Романовой «Театр, любимый народом», выпущенной Чувашским книжным издательством в 1988 году. Есть необходимость привести некоторые выдержки из этой книги.
«Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К.В. Иванова – старейший в республике. А когда в январе 1918 года состоялся его первый спектакль, у народа не было профессиональных актёров, режиссёров, не было и развитой национальной драматургии. Организация Чувашского театра превращалась в общенациональную задачу. В своё ведение и опеку театр взяли чувашская секция при Казанском губкоме РКП (б), Чувашский отдел при Наркомнаце. А с осени 1918 года и Чувашский подотдел политического отдела штаба Пятой армии Восточного фронта.
В начале коллектив именовался «Чувашская драма», а с осени 1918 года после освобождения Казани – Чувашский советский передвижной театр. По архивным документам и воспоминаниям современников, в числе участников первых спектаклей (1918-1920 годы) были И. Андреев (Шевле), М. Акимов (Аруй) и другие. В архиве И. Андреева-Шевле удалось обнаружить и юридический документ «Примерный устав труппы Чувашского советского передвижного театра», датируемый второй половиной 1919 года. Устав требовал неукоснительного исполнения всех его пунктов каждым работником театра, оговорок не было никаких. В нём присутствовал дух демократизма и равноправия.
В столицу Чувашии приехала лишь часть её: И. Максимов-Кошкинский, С. Петров (Горский), И. Шевле, К. Васильев, А. Платонов, Д. Кузьмина, Ф. Дмитриева, О. Ырзем, У. Тимофеева, И. Агеносов, Е. Табакова и некоторые другие. Самому старшему актёру в труппе было 32 года. С молодыми ежедневно занимались старшие товарищи, главным был И. Шевле.
Специально выработанной системы учёбы, конечно, не было: «Учились ходить по сцене, правильно произносить слова. Ряд сцен дан по оригиналу: встреча с Нарспи и Сетнера у родника, полно передана свадьба в доме Михедера, и наиболее содержательна. Главные роли, кроме Тохтамана (артисты Ф. Фёдоров, Н. Кузьмин), исполняли ведущие актёры: Нарспи – О. Ырзем, позднее – Ф. Дмитриева, Сетнер – И. Максимов-Кошкинский, Михедер – И. Шевле, И. Илларионов, мать Сетнера – Е. Игнатьева.
Первые успехи чувашских актеров вселя-ли надежду. Оправдывались слова Петра Осипова, что только высокая профессиональная подготовленность актёров может разрешить многие вопросы в затянувшемся возрождении театра.
Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР по докладу Наркомпроса 10 сентября 1928 года принимает постановление о Чувашском театре. Театру выделялась дотация в 35 тыс. рублей, режиссёрам театра П. Осипову и И. Шевле поручалось сформировать чувашскую труппу «в составе 13».
После с 1920 года, т.е. с момента образования Чувашской области, а впоследствии Чувашской АССР, И. Шевле постоянно проживал в городе Чебоксары. Работал в различных судебных органах и на разных должностях как заведующим областным нотариальным отделом, народным судьей, следователем, врио старшего следователя и защитником.
Защищал он честно и добросовестно, вкладывал все силы и умения. Так, со слов Владимира Петровича Никифорова, пенсионера, заслуженного работника культуры Чувашии, земляка Ивана Андреевича Шевле, стало известно, что И. Шевле выпала честь защищать Петра Хузангая, члена Союза писателей Чувашии. Его незаконно привлекли к уголовной ответственности по статьям 58-10, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР. Петр Петрович был арестован 20 января 1938 года. 3 августа 1939 года Специальной Коллегией Верховного суда Чувашской Республики незаконно осужденный П. Хузангай был оправдан за отсутствием состава преступления.
Защитник Шевле помог многим видным общественным и государственным деятелям партии и правительства Чувашской АССР. При этом, добиваясь оправдания подсудимых, сам и не думал, что его самого зацепит жернова репрессий. Так, 3 января 1941 года Иван Андреевич был арестован. Приговором народного суда от 2 июля 1941 года обвинен по статье 58 п.10 части 1 Уголовного кодекса РСФСР «за пропаганду или агитацию, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания». Обвинительное заключение гласило: «Будучи настроен антисоветски, Шевле распространял среди окружающих контрреволюционные измышления по адресу руководителей партии и правительства. Кроме того, дискредитировал состав суда, в то же время добивался оправдания подсудимых при наличии доказанности состава преступления. При рассмотрении уголовных дел старался запутать суд, в своих защитительных речах в оправдание подсудимых допускал контрреволюционные толкования». Приговор гласил: «Подвергнуть И. Шевле к лишению свободы сроком на два года. Меру пресечения оставить как содержание под стражей. Срок отбывания по приговору считать с 3 января 1941 года». Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Чувашской АССР от 8 июня 1941 года приговор народного суда оставлен в силе.
Судебная коллегия Верховного суда Чу-вашской АССР 30 января 1943 года в отношении И. Шевле рассмотрело еще одно уголовное дело. Снова по статье 58 п.10 части 1 Уголовного кодекса РСФСР. Приговор дали еще суровее: «Подвергнуть И. Шевле к лишению свободы сроком на восемь лет с последующим поражением его в избирательных правах на три года». Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 19 марта 1943 года приговор Верховного суда Чувашской АССР оставлен в силе.
Однако судьба смилостивилась над защитником национального героя Чувашии П. Хузангая. Так, определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР от 15 декабря 1943 года приговор Верховного суда Чувашской АССР от 30 января 1943 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 19 марта 1943 года в отношении Ивана Андреевича Шевле производством прекращено за отсутствием состава преступления в его действиях. Он был освобожден. 3 ноября 1944 года Следственным отделом НКГБ Чувашской АССР реабилитирован. После освобождения с мест лишения свободы он сразу же написал заявление в военкомат с просьбой отправить его защищать Родину от фашистских захватчиков. Участвовал в боях в составе 21-ой гвардейской Краснознаменной авиадивизии. Вернулся домой с Победой. Продолжил работу защитника.
Иван Шевле был заядлым охотником. В 1920 году было организовано Чувашское добровольное общество охотников, и называлось Чебоксарским охотничьим обществом. Во все годы существования общества его деятельность осуществлялась энтузиастами своего дела. Значительный след в жизни общества оставили председатели. И. Шевле добросовестно возглавлял общество с 1951 по 1955 годы.
С супругой воспитал двоих сыновей Михаила и Александра.
Умер Иван Андреевич в городе Чебоксары в 1967 году. На похороны пришли родные и друзья, в том числе знаменитый Петр Осипов. В прощальной речи он произнес, что очень была коротка судьба такого крепкого чувашского дуба, как И. Шевле.
В. ДАНИЛОВ, член Союза журналистов России и Чувашии, адвокат