Библиотека без границ
На днях, в рамках начала литературного сотрудничества с УФСИН России по ЧР Чувашии ФКУ ИТК №5, в восьмом отряде состоялся час размышлений «К 700-летию преподобного Сергия Радонежского» (возможность провести мероприятие предоставила начальник отдела по воспитательной работе с осужденными Л. Майорова). Учитель русского языка и литературы Тюрлеминской СОШ Нина Николаевна Яшина с удивительным красноречием вела рассказ о старце Сергии, который собирал в свои монастыри воинов, имеющих от рождения Ярое сердце.
Это войско было передано князю Дмитрию из рук в руки и определено Сергием Радонежским как засадный полк. Тысяча засадников после поединка Пересвета с Челубеем стояли в привычном месте – в дубраве Куликовского Урочища (1380) и ждали своего часа. И когда он пробил, вышли, и мечами, засапожными ножами, а то и просто рукопашным боем решили исход битвы. Это был шок для противника, когда один Сергиев воин дрался с тремя-четырьмя десятками пеших и конных врагов. Они в буквальном смысле прорубали в рядах монголов одновременно тысячу дорог, по которым потом устремлялись оставшиеся в живых княжеские дружинники, и страшны были своей неуязвимостью. После Куликовской победы князя Дмитрия стали называть Донским, а позже церковь признала его святым.
Е. Липатова, директор Центральной библиотеки, провела обзор печатных материалов об истинном пути игумена подмосковного Троицкого монастыря Сергия Радонежского (1314-1392). Она более подробно остановилась на книжном издании Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Классик серебряного века и русского зарубежья с нежным тщательным вниманием ведет жизнеописание отрока Варфоломея, старца Сергия, до его кончины. Уже в детском возрасте Варфоломей любит службы, церковь, чтение священных книг. После смерти родителей он осуществляет свой замысел и уходит в леса, где более пятидесяти лет будет строить монастыри, вести хозяйство (он замечательный плотник, повар, огородник, сапожник, строитель сеней, церквей, келий), учить самим собой, «тихим деланием». Он оставил после себя Троице-Сергиеву лавру. Насаждал труд, дисциплину, порядок. Сергий был приверженцем «общего жития». Это новая для того времени форма монашеской жизни на Руси.
Участникам мероприятия было небезынтересно узнать, а почему Сергий зовется Радонежским? В 1330 году боярин Кирилл Иванчин и жена Мария, родители Варфоломея, вынуждены были покинуть родной Ростов и переселиться в подмосковное село Радонежское, в верстах семидесяти от Москвы.
В.СМИРНОВА.