На что нацелена Стратегия
Цели и задачи Стратегии
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 и утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р. Разработка документа велась Минтрудом РФ с участием Минэкономики РФ и Минфина РФ, состоялось широкое общественное и экспертное обсуждение проекта Стратегии, в результате которого были внесены коррективы.
Необходимость разработки Стратегии обусловлена экономическими и демографическими факторами, а также несбалансированностью тарифно-бюджетной политики, финансовой неустойчивостью накопительной составляющей пенсионной системы.
Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы до 2030 года. Основные цели – гарантирование социально приемлемого уровня пенсий и долгосрочная финансовая устойчивость. Ставятся задачи довести средний размер трудовой пенсии по старости до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера.
На 1 марта 2013 года средний размер трудовой пенсии по старости в Чувашии составил 9325 руб. или 2,1 прожиточного минимума пенсионера, установленного в республике за IV квартал 2012 г. в размере 4327 рублей.
Трудовые пенсии по старости в республике получают 293,6 тыс. человек, или 84% пенсионеров.
Трудовые пенсии по старости, соответствующие 2,5 и более прожиточным минимумам, в Чувашской Республике получают 72,4 тыс. пенсионеров, или 25% от количества получателей данного вида пенсии.
Одна из целей Стратегии - обеспечить рекомендованный Международной организацией труда уровень замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.
На 1 марта 2013 г. средний размер трудовой пенсии по старости в Чувашской Республике составил 53,7% от среднемесячной зарплаты за 2012 год (17,3 тыс. руб.). Данный коэффициент замещения для новых назначений имеет тенденцию к снижению в связи с ростом заработной платы в республике. К примеру, для назначенных в 2012 году пенсий он составил 46,8%.
Три уровня новой пенсионной системы
Согласно Стратегии пенсионная система будет базироваться на трехуровневой модели:
1-й уровень – трудовая пенсия (государственная пенсия), формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
2-й уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;
3-й уровень – частная пенсия, самостоятельно формируемая работником.
Один из ныне действующих инструментов формирования гражданами будущей пенсии за счет собственных средств - Программа государственного софинансирования пенсии. В Чувашской Республике ежегодно растет численность граждан, добровольно уплативших в рамках Программы дополнительные взносы: в 2009 г. - 7,6 тыс. чел., 2010 г. – 8,2 тыс. чел., 2011 г. – 8,3 тыс. чел., 2012 г. – 16,9 тыс. человек.
При этом треть жителей Чувашии из числа участвующих в Программе государственного софинансирования пенсии формируют накопительную часть пенсии в негосударственных пенсионных фондах.
Совершенствование тарифно-бюджетной политики
Повышение тарифа для работодателей не предусмотрено. Сохранятся и льготные тарифы для отдельных отраслей. В дальнейшем все работодатели будут уплачивать взносы по единому тарифу, приемлемому по уровню страховой нагрузки. Основной постулат тарифно-бюджетных преобразований – «равные права – равные обязанности». При этом в Стратегии учтены интересы всех трех сторон пенсионной системы – пенсионера, плательщика страховых взносов и государства. Меры государственной поддержки отдельных секторов экономики должны предоставляться, не затрагивая систему обязательного пенсионного страхования. Страховые взносы в ПФР – это индивидуальные возмездные платежи.
Стратегией предложено изменить тарифную политику в отношении самозанятых граждан (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, глав крестьянско-фермерских хозяйств) в связи с несбалансированностью уплачиваемых ими взносов и получаемых пенсий.
До настоящего времени самозанятое население уплачивало страховые взносы на свою будущую пенсию исходя из стоимости страхового года, рассчитанного из одного минимального размера оплаты труда. В результате пенсионный капитал предпринимателей значительно отстает от капитала наемных работников, то есть пенсионные права предпринимателей ущемлены. При этом финансирование пенсий самозанятому населению в несколько раз превышает их страховые взносы - пенсии предпринимателям выплачиваются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников.
Страховые взносы, которые исправно уплачивали индивидуальные предприниматели с 2002 года по 2012 год включительно, составили 53 тыс. рублей, с учетом индексации сумма расчетного пенсионного капитала достигла 71,2 тыс. рублей. Если разделить ее на ожидаемый период выплаты пенсий 228 месяцев, то размер страховой части трудовой пенсии составит 312 рублей 22 копейки – это в 10-15 раз меньше, чем у наемных работников. С учетом прибавки фиксированного размера 3495 рублей (базовой части пенсии, которая с 2010 г. включена в состав страховой части в виде ее фиксированного размера) пенсия предпринимателей за 11 лет работы составит лишь 3807 рублей.
В этой связи с 1 января 2013 года для самозанятого населения введен фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в расчете которого участвует двукратный минимальный размер оплаты труда. С учетом того, что МРОТ утвержден в размере 5205 рублей, предприниматели будут уплачивать на свою будущую пенсию 32479 руб. 20 коп. в год. В месяц это 2706 руб. 60 коп., что по силам основной части предпринимателей.
За наемных работников при средней зарплате в Чувашской Республике 17,3 тыс. рублей годовая сумма взносов на обязательное пенсионное страхование в 1,4 раза выше.
17,3 тыс. руб. х 12 мес. х тариф 22%=45,7 тыс. руб. – годовая сумма страховых взносов за наемных работников исходя из средней зарплаты в республике.
Уплачивая страховые взносы в фиксированном размере, предприниматели могут рассчитывать на пенсионные выплаты на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера. В перспективе им будет предоставлено право выбора: либо уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, либо платить взносы по тарифу, действующему для наемных работников, и рассчитывать на более высокий размер пенсии.
В Чувашской Республике на конец 2012 года числилось 51,3 тыс. индивидуальных предпринимателей или 7,6 % от экономически активного населения. При этом только 38 тыс. из них уплачивали страховые взносы в ПФР (т.е. формировали свою будущую пенсию).
Вместе с тем порядка 23% предпринимателей параллельно трудятся в качестве наемных работников.
Наравне с наемными работниками для индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятого населения Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 243-ФЗ установлены включаемые в страховой стаж периоды, за которые страховые взносы в фиксированном размере не уплачиваются. Это периоды, в течение которых предпринимательская деятельность не велась, что может быть подтверждено документально. К ним относятся:
– период прохождения предпринимателем военной службы по призыву;
– период ухода предпринимателем за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
– период ухода, осуществляемого предпринимателем за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80-летнего возраста;
– период проживания с супругами-военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
– период проживания за границей с супругами, направленными в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях и т.п., но не более пяти лет в общей сложности.
Реформирование системы досрочных пенсий
Реформирование системы досрочных пенсий вызвано ее несоответствием современным условиям рыночной экономики и социальной несправедливостью по отношению к участникам пенсионной системы. Досрочные пенсии финансируются за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда России. В результате издержки несут все пенсионеры, а работодатели не заинтересованы в улучшении условий труда.
В Чувашской Республике на 1 января 2013 г. 39 тыс. пенсионеров, или 12% от общего числа пенсионеров по старости, вышли на пенсию досрочно в связи с работой в тяжелых и особых условиях труда. Из них 14,5 тыс. - по Списку № 1 и 24,4 тыс. - по Списку №2. Из общего числа досрочников по «спискам» продолжают работать 16,7 тыс. человек, или 42,8%.
Основной принцип преобразования системы досрочных пенсий – сохранение социальных гарантий работникам с учетом позиции трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Стратегией предлагается поэтапное установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд России:
– на рабочих местах, предусмотренных так называемым Списком № 1: в 2013 г. – 4%, в 2014 г. – 6%, в 2015 г. – 9%;
– на рабочих местах, предусмотренных Списком № 2 и малыми отраслевыми списками: в 2013 г. – 2%, в 2014 г. – 4%, в 2015 г. – 6%.
В Чувашской Республике количество заявленных работодателями рабочих мест по Списку № 1 составляет 6,3 тыс., по Списку №2 – 23,5 тыс., на которых занято соответственно 5,6 тыс. и 21,8 тыс. застрахованных лиц – в целом 4% от численности экономически активного населения региона.
С учетом выработанного специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию, для работников предусмотрены следующие условия:
– для имеющих полный специальный стаж сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий;
– для имеющих неполный специальный стаж право на назначение досрочных трудовых пенсий предоставляется в случае уплаты работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу. Работодателям предлагается на основе коллективных либо трудовых договоров создание системы дополнительных социальных гарантий для работников: добровольное пенсионное страхование, установление выплат компенсационного характера к заработной плате и т.д. При этом работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу;
– для работников, не имеющих специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, работодатели в рамках социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии – право на корпоративную пенсию, компенсационные выплаты к заработной плате, дополнительное страхование на случай риска возможной утраты заработка.
В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
В Чувашской Республике досрочные трудовые пенсии по старости за педагогическую деятельность получают 11,3 тыс. чел. (4% от пенсионеров по старости) и 6,9 тыс. чел. за медицинскую деятельность (2%). При этом 88% пенсионеров–медиков и 86% пенсионеров–педагогов продолжают трудовую деятельность.
Реформирование накопительной составляющей пенсионной
системы
Реформирование накопительной составляющей пенсионной системы обусловлено снижением пенсионных накоплений граждан, недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов, издержками администрирования.
Гражданам 1967 года рождения и моложе в 2013 году предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, направив 4 % на формирование страховой части пенсии. Все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются.
Большинство граждан, имеющих право на формирование накопительной части пенсии, оказались «молчунами» – ни разу не выбирали управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды. По закону их пенсионные накопления находятся в расширенном портфеле государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» (далее – ГУК). В 2014 году для них тариф страховых взносов будет перераспределен: 2 % - на накопительную часть, 4 % - на страховую часть пенсии. Для «молчунов» также имеется возможность сохранить тариф на накопительную часть пенсии в размере 6 % при подаче заявления о выборе другого портфеля ГУК, частной управляющей компании либо негосударственного пенсионного фонда.
Для граждан, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе управляющих компаний (включая ГУК) либо негосударственных пенсионных фондов, тариф на накопительную часть пенсии по-прежнему составит 6%. При желании формировать накопительную часть пенсии по тарифу 2%, направив 4% на страховую часть, необходимо подать заявление о выборе любого инвестиционного портфеля государственной управляющей компании с пометкой 2%.
Письменное заявление о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, как и раньше, можно подать в любом территориальном органе Пенсионного фонда РФ либо в трансферагентских центрах ПФР - организациях, с которыми у Пенсионного фонда РФ заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей. В Чувашской Республике трансферагентскими центрами ПФР являются Сбербанк России и филиалы негосударственных пенсионных фондов «Большой НПФ», «КИТ Финанс», «Промагрофонд» и «РГС».
Где сегодня находятся пенсионные накопления и сколько средств на пенсионном счете, можно уточнить различными способами. Ранее извещения о состоянии индивидуального лицевого счета (так называемые «письма счастья») рассылались заказными письмами в обязательном порядке. С 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 242-ФЗ данные сведения бесплатно предоставляются один раз в год по обращениям граждан удобным для них способом – по электронной почте, через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, а также почтовым отправлением по заявлению. Сведения направляются в течение 10 дней со дня обращения. Выписку из лицевого счета можно также получить в «Сбербанке России», «Банке Уралсиб», «Газпромбанке», «Банке Москвы», Банке ВТБ 24.
В Чувашской Республике из 692 тыс. застрахованных лиц, у которых формируются средства пенсионных накоплений, 32 % выбрали управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, остальные 68% являются «молчунами».
Совершенствование формирования
пенсионных прав
в распределительной составляющей пенсионной системы
Пенсионные права граждан будут зависеть от стажа работы и индивидуального заработка в течение всей трудовой жизни.
В рамках новой системы трудовая пенсия по старости должна замещать до 40 % утраченного заработка при нормативном страховом стаже 35 лет и средней заработной плате. При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
Стратегией предлагается увеличить требования по минимальному страховому (трудовому) стажу, необходимому для определения права на пенсию – на сегодня он составляет 5 лет.
В Чувашской Республике на 1 января 2013 года из общего количества получателей трудовой пенсии по старости имеют страховой стаж:
– от 5 до 20 лет – 2% пенсионеров (5 тыс. чел.);
– от 20 до 35 лет – 38% пенсионеров (113,2тыс. чел);
– свыше 35 лет – 60% пенсионеров (175,3 тыс. чел.).
Для граждан, решивших работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предлагается установить ее в более высоком размере. В перспективе будет создан механизм по выплате пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими зарплаты.
АУ Чувашской Республики "Редакция Козловской районной газеты "Ялав" ("Знамя")