Куславкка муниципаллă округӗ

Великой Победе – 63 года. ГЕРОЕВ БЫЛО ТРОЕ

Великой Победе – 63 года. ГЕРОЕВ БЫЛО ТРОЕ

…1923 год. В Поволжье – засуха, голод, свирепствует тиф. В семье Васильевых, в Тюрлеме,где было 12 детей, от этой страшной болезни  друг за другом умерли  10 мальчишек и девчонок. Коварная болезнь не щадила никого, умирали не только дети, но и их родители. В семье Харитоновых было шестеро детей. За одну неделю они остались без отца и матери. Как сегодня помню рассказ одной пожилой старушки: «В доме у кровати умершего мужа сидит горем убитая женщина. Маленький мальчик  тянется к ней, очень хочет есть. А женщина не допускает его к своей груди. Говорит, пусть умрет и все его муки кончатся разом… Не в силах больше смотреть на это, соседка  хватает этого мальчика  и уносит к себе…»

После смерти родителей шестерых сирот взяли к себе родные - Данил с женой, у которых в семье было тоже шестеро детей.  Несмотря на трудности, выучили и воспитали  всех. Аттестат зрелости получил и Ваня, тот самый маленький мальчик. Он стал Ворошиловским стрелком.

В 1940 году Ваня ушел в ряды  Красной Армии. Служил на Дальнем Востоке.

…1941 год. В первые же дни Великой Отечественной войны  он  попросился отправить  его на переднюю линию фронта. Но его отправляют в полковую школу. А зимой 1941 года молодой лейтенант И.Харитонов едет на фронт. Около года он  находился в пекле сражений.  Вначале со своим взводом в числе других геройски  защищал столицу нашей Родины город Москву, а потом сражался на Дону…

О его дальнейшей судьбе рассказала гильза, найденная в овраге  одним их учеников школы  город Лисичанска летом 1960 года. В гильзе был листок бумаги, на котором было написано так: « …158-я  дивизия, 259-й полк.  Кто найдет это письмо, узнает, что мы погибли за Родину 28 сентября 1942 года в городе Лисичанске. Сережа Блинов из Ленинграда,  24 года, ранен, Ваня Харитонов и я, Степа Мухин, 26 лет. Клянемся, что мы будем биться за Родину до последней капли крови.  Передайте в Ленинград по улице Чапаева, 24, в военкомат. Смерть фашистам! До свидания. Умрем. Отомстите за нас».

Об этом писала газета «Комсомольская правда». А потом с комментариями было напечатано в  книге «Говорят погибшие герои».

В это время Лисичанск находился в глубоком тылу  врага. Еще в июле 1942 года гитлеровское командование бросило все свои основные силы против Луганска и Ростова. В сентябре бои шли уже у берегов Волги. И вот -  свидетельство, что спустя  два с половиной месяца после захвата Лисичанска там  еще сражались наши бойцы. Они погибли за Родину, но не сдались. Героев было трое. Один из них, Иван Харитонов, оказался нашим земляком.

Известный чувашский писатель Юхма Миши в своей книге «Братья Алексеевы» пишет: «Я съездил в Лисичанск, чтобы узнать подробнее о героической гибели  Вани Харитонова и его боевых друзей. Встретился с мальчишками, разыскавшими старую гильзу с клятвой бойцов, со  старожилами, которые помнили те суровые годы, героически погибших бойцов 259 стрелкового полка.

Что стоят слова, когда слезы душат горло и  из сердца вырывается стон?!

Его фашисты на рассвете

Схватили.

Был он еле жив.

Гудел, рыдал в колосьях ветер,

В колосьях переспелой ржи.

Он кровью истекал, слабея,

Но слышал злобные слова:

-Ну, где ж теперь твоя Россия,

Видать, как ты, едва жива?

В штаб привели тропинкой узкой,

Качалась тьма в разрезе век.

Опять слова:

-Да он – не русский,

Он - тюрк, восточный человек.

И вот уж требуют ответа:

-Не русский ты, скажи, ведь так?

Да отрекись ты от Советов

И будешь долго жить, чудак!

Зачем не русскому Россия?

Здесь помощи ее не жди.

За земли не свои – чужие –

Тебя ждет гибель впереди.

Смотри, край неба бледно-розов,

И скоро солнышку всходить.

Смотри, вот сломана береза,

Но зеленеет – хочет жить!..

И на березу посмотрел он

И вспомнил ту, что у окна

В тот день так ярко зеленела,
      Когда услышал он: «война».

Сквозь ветви-- солнышка сиянье…

А он хрипел кровавым ртом:

-Не русский я, но – россиянин.

Россия – вся! –

Мой отчий дом!

Его пытали. Били снова.

Соль в раны сыпали его.

А он шептал, очнувшись, слово:

-Россия…

Больше ничего.

Он смерть свою встречая смело,
     Березу видел, как во сне.

Была березка белой-белой,
     Как та – в чувашской стороне.

Нет, я не думал писать стихи, когда выезжал по следам Вани Харитонова и его боевых друзей. Они, эти строки, сами собой стоном вырвались из груди моей и легли на бумагу. И название нашлось само собой – Россиянин».

Прошло уже более 60 лет с тех пор, как И.Харитонов и его однополчане, погибая на посту, оставили народу свое завещание и прощальную записку. Пройдет еще много-много лет, но имена героев  будут жить в наших сердцах.



04 августа 2008
00:00
Поделиться