Из истории города. Издревле привлекала россиян
Старожилы, да и юное поколение считают ее благодатным краем. Поэтому не зря, наверное, и обосновались здесь первые поселенцы.
Гораздо раньше Козловки образовалось село Беловолжское. И первая пристань, которая располагалась в районе Малой щели, называлась Беловолжской. В историческом описании устройства и правления морским ведомством России говорится: «С 1710 года с Беловолжской пристани сплавляли лес в Петербург, а больше всего вниз по Волге для Казанского и Астраханского адмиралтейств». А в отношении Козловской пристани в исторических документах сказано: «Во втором десятилетии 18 века возникают хлебные пристани – Ранчинская на Цивиле и Козловская - на реке Волге».
Старожилы Козловки И.Тухланов, И.Бешенов, Н.Кормилицин и другие рассказывали о том, что между реками Шахтарка и Белая Воложка был сплошной лес. Первые жители поселились по улице Набережная, вдоль реки Волги, на горной стороне. Сюда шли с дарственными грамотами на землю помещики с крепостными крестьянами. Здесь останавливались и крестьяне, бежавшие от крепостной неволи. По рассказам старожилов, первая партия крестьян была завезена из Козлова (ныне Мичуринск) Тамбовской губернии помещиком Ф.Есиповым, потому и свое поселение назвали Козловкой. Вторая партия крестьян, как говорил Иван Константинович Тухланов, была завезена в обмен на гончих собак. В числе этих семей были Дарешины, Камагины, Багановы, Балдины. Заселение происходило в период правления Петра I (1682 – 1725 г.г.).
В 1746 году в Козловке насчитывалось 30 домов, о чем свидетельствует запись из архивного документа по учету селений и жильцов Свияжского уезда.
После отмены крепостного права в 1861 году и козловские крестьяне получили нищенский надел. Вся земля по-прежнему оставалась в руках помещиков А.Леонтьева и Ф.Есипова.
В это же время в Козловке появились богатые купцы Волчковы, Забродины. Но от этого крестьянам легче не стало. Поэтому они приняли активное участие в 1905 и 1917 годов
В Чебоксарах, государственном архиве, хранится справка-информация, где говорится: «Какой-нибудь Свияжск, Цивильск или Ядрин и половины не стоят Козловки. Здесь хлебная, лесная и яичная пристани. Здешние курицы несут яйца не только для России, но и для Парижа, Лондона, Гамбурга».