Приходится прибегать к мерам принуждения
В ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" говорится, что "негативное воздействие на окружающую среду является платным". За что же должны платить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, в результате которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Что относится к видам негативного воздействия на окружающую среду?
Во-первых, это выбросы в атмосферный воздух от котельных, легковых и грузовых автомашин, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, выбросы от свино-, молочнотоварных и других ферм, от открытых складов сыпучих стройматериалов и открытых угольных складов, складов ГСМ и других объектов, дающих выбросы в атмосферу загрязняющих и иных веществ.
Во-вторых, это сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и на водосбросные площадки, т.е. сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в реки, озера и другие водоемы, попадание с талыми и ливневыми водами стоков с территорий ферм в природные водные объекты и на рельеф местности. Унос ливневыми и талыми водами нефтепродуктов с территорий с твердым покрытием, с территорий машинно-тракторных парков, автозаправочных станций, с территорий автостоянок и парковок, остатков минеральных удобрений, агрохимикатов и пестицидов с безхозных складов, разных пластиковых и пластмассовых отходов с территорий улиц, населенных пунктов в ближайшие водоемы.
В-третьих, загрязнение недр и почвы - через загрязнение почвы возможно загрязнение недр нефтепродуктами, различными агрохимикатами и другими опасными веществами и продуктами.
И в-четвертых, бич современности - отходы производства потребления. Наша планета утопает в мусоре. Санкционированные свалки эксплуатируются с отклонением от требований санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, невозможно установить точное количество несанкционированных свалок. С появлением новых видов материалов увеличивается масса отходов, которые трудно разлагаются естественным путем.
Кроме этих четырех показателей еще имеются загрязнения шумом, теплом, светом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических и иных воздействий, которые не очень характерны для нашего региона.
На 2007 год установлен общий объем сбора средств за негативное воздействие на окружающую среду в размере 517 тыс. рублей, в том числе 206,8 тыс. рублей - в местный бюджет, за квартал - 51,7 тыс. рублей. Но фактически за первый квартал поступило в местный бюджет 12,5 тыс. рублей, что составляет 24,18 процента от плана.
В связи с тем, что приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 марта 2006 года №251 "О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду" п.2.3 ведение реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, возложено на ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений" ("ЦЛАТИ"), выполнение расчета по определению размера негативного воздействия на окружающую среду определяется и включается в реестр предприятий-природопользователей проводит ФГУ "ЦЛАТИ" по ЧР.
По истечении первого квартала список предприятий Козловского района, не прошедших регистрацию для включения в реестр предприятий-природопользователей и не выполнивших расчеты для определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду очень большой. А оплатили из 110 предприятий-природопользователей чуть более 20 предприятий. И поэтому по итогам первого квартала прокуратурой Козловского района проведена проверка предприятий-природопользователей на предмет составления расчетов и выполнение платежей за негативное воздействие на окружающую среду. По итогам второго квартала ситуация немного поменялась, но такие предприятия, как ООО"Комбинат автофургонов", ООО "Коммунальщик", ООО "Козловский маслозавод, ООО "Рыбкомбинат" многие сельхозпредприятия и частные предприниматели не прошли перерегистрацию, не выполнили расчеты и не заплатили за негативное воздействие на окружающую среду за первый и вторые квартала 2007 года..
Выполнение работ по благоустройству территории населенных мест, озеленение, проведение протовоэрозионных мероприятий финансируется с этих средств. И получается как бы замкнутый круг, загрязняем, но за собой не убираем, платить за загрязнение не хотим, значит нанять других для уборки тоже не можем, т.к. нет денег.
Поэтому приходится прибегать к мерам принуждения, в третьем квартале будет продолжена проверка, но уже Управлением Ростехнадзора по ЧР. Согласно ст.8.41 Административного кодекса РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 30 до 60 МРОТ, на юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ.
Т.Аликова,
главный специалист по охране окружающей среды администрации Козловского района.