Рынок труда: проблемы и решения
РЫНОК ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В рамках программы "Новая школа" 9 февраля в Козловской средней школе №2 была проведена беседа за круглым столом по теме "Муниципальный рынок труда: проблемы и решения".
Какие специальности востребованы с учетом специфики различных производств? Что необходимо сделать для привлечения данных специалистов? Каковы перспективы развития производства в Козловском районе и как они повлияют в будущем на рынок рабочей силы? Эти вопросы были в центре внимания собравшихся за круглым столом руководителей средних школ района и их гостей. Для их обсуждения были приглашены управляющий делами и контроля администрации района Р. Хасанов, начальник управления образования С. Акимова, заместитель начальника отдела экономики и имущественных отношений Г. Пушков, исполняющая обязанности директора Центра занятости населения Н. Сидорова, генеральный директор ОАО "Козловский хлебокомбинат" Б. Якубов, главы крестьянско-фермерских хозяйств О. Мыков и В. Семенов, начальник и председатель совета директоров ОАО "ПМК-522" Т. Лашманова и И. Шидиков. Вел программу круглого стола учитель истории и обществознания Козловского научно-образовательного центра С. Краснов.
Н. Сидорова привела ряд цифр: в районе на сегодня состоят на учете в Центре занятости 237 безработных, в том числе 70 - из села. Из данного количества 157 - женщины, 54 - люди в возрасте до 29 лет, 44 человека имеют высшее образование. Зарегистрированы безработными 19 бухгалтеров, 10 экономистов, 8 инженеров, 4 юриста и т.д. В прошлом году трудоустроены 754 человека, 90 - обучены новым профессиям. Нынче по направлению Центра занятости будут обучаться 26 безработных. Есть возможность заняться полезным трудом и подросткам в свободное от учебы время.
К сожалению, уровень безработицы в районе в прошлом году увеличился из-за закрытия комбината автофургонов. Многие козловчане уезжают на заработки в другие города, а молодежь после окончания вузов в родные места не возвращается. Основная причина - низкий уровень зарплаты и отсутствие рабочих мест. Кроме швей в новый цех, на сегодня в Козловке почти никуда никто не требуется. Что же делать? Нужно создать условия для развития новых предприятий и расширения старых, для малого бизнеса и инвестиционной привлекательности, считает Г. Пушков.
По мнению Б. Якубова, проблема и в том, что у молодых нет гордости за свой район, за свой город, за свою продукцию. И этому надо учить с малых лет в первую очередь в семье. Нужно прививать любовь к родной земле, к родному хлебу. Борис Равкатович говорил также о трудном экономическом положении на предприятии, о конкуренции с чебоксарским хлебом, о необходимости им специалистов-пекарей, тестоводов.
А глава крестьянско-фермерского хозяйства О. Мыков проблему трудоустройства решил сам: у него 450 га земли, 15 профессий, он все умеет и один управляется со всеми делами. Работа на земле сезонная, нанимает двух трактористов и школьников во время уборочных работ. "Тяжело, конечно, но государство помогает, - говорит Олег Николаевич. - Взял банковский кредит, купил комбайн "Енисей", трактор, думаю о расширении хозяйства".
Всего в районе насчитывается 268 фермеров. В числе известных - и В. Семенов из Карачева. Он обеспокоен тем, что деревня вымирает: садика нет, школа старая, людям работать негде... Вот и взял к себе в хозяйство молодых. Надеется, что с завершением строительства овощехранилища в Тюрлеме будет рынок сбыта для фермеров. Сюда потребуется немало рабочих рук для переборки овощей - это тоже поможет решить проблему занятости многих жителей.
Начальник ОАО "ПМК-522" Т. Лашманова подчеркнула, что им нужны бухгалтера, но нужны современные бухгалтера. Старые кадры не хотят переучиваться, вся надежда на молодых. "Школа должна ориентировать детей на изучение новых технологий, новых профессий, - добавил И. Шидиков. - Очень хорошо, что ввели предмет экономики. Дети должны получать практические навыки еще в школе. В свое время я учился с иностранцами, у них 20 методик обучения".
"Куда посоветовать выпускникам идти после школы? На кого учиться?" - задала вопросы заместитель директора по учебно-воспитательной работе Янгильдинской средней школы Х. Мухамедзянова. В ответ на это Р. Хасанов подчеркнул, что многие выпускники сами способны выбрать себе будущую профессию. Посоветовать, куда сегодня идти учиться, трудно. Когда-то были такие лозунги: "Всем классом - в животноводы!" В наше время подобного нет, хотя и рабочие профессии очень нужны. С. Акимова также добавила, что профильное обучение как раз и призвано ориентировать учащихся в выборе профессии, а закон о всеобщем ЕГЭ создаст равные возможности для каждого выпускника. Задача школы - с истоков раскрыть способности всех детей, помочь им найти себя.
Какую конкретную помощь можно дать своим ученикам? Директор Козловской средней школы №3 Н. Матвеев также подтверждает, что в первую очередь - профильным обучением, которое ввели в образовательных учреждениях. Все выпускники должны получить профессию, не должны остаться без полезного дела в родном городе. Такого же мнения директор Козловского лицея П. Чердаков и считает, что желающий работать всегда найдет себе работу. А без труда своих жителей района никакая казна не пополнится, ни одно предприятие не будет действовать на полную мощность.
Рабочие руки следуют за производством - необходимость в кадрах зависит от его развития. Наш район никто не поднимет, кроме нас самих. Его дальнейшее развитие и процветание - наша общая забота - таков был вывод участников беседы за круглым столом.