Куславкка муниципаллă округӗ

Латышский стрелок

 

Прогуливаясь с внучкой Дашей по набережной Волги и, любуясь левитановской золотой осенью, мы не спеша свернули к священному месту козловчан - аллеи боевой и трудовой славы. Показывая внучке могучий танк Т-54,  монумент воинам-козловчанам, павшим в Великой Отечественной войне, бронетранспортер, самолет У-2, выпускавшийся в годы минувшей войны на Козловском авиационном заводе, я стал осматривать живописные портреты Героев-земляков, которые, кстати, мне самому и  приходилось выполнять и установить. Проходя от одного портрета к другому, я обратил внимание на по-осеннему одетого мужчину средних лет с дипломатом в руке, внимательно читающего биографические данные Героя Советского Союза Блажевича Л.А. Городок наш невелик, поэтому мы, козловчане, почти все друг-друга знаем в лицо. Этот же мужчина, по моему определению, не был козловчанином.

- Да, молодцы, козловчане! Свято чтут своих славных земляков - Героев. У нас же,в Волжске, к сожалению, нет такой аллеи, а надо бы, - подчеркнул он, неторопливо складывая свои очки в кожанный футляр.

- Так, значит, мы с вами соседи, волгари, - подхватил я разговор.

Мы познакомились и разговорились. Звали незнакомца Михаилом Петровичем. Он оказался отставным офицером, общительным и любознательным человеком. Когда узнал, что я в свое время работал в идеологическом отделе райкома партии, а затем учителем изобразительного искусства и предмета "История и культура родного края", он неожиданно спросил меня:

- А Вы не могли бы поподробнее рассказать мне об этом славном герое, - и обратил свой взор на портрет Л.Блажевича.

- Нет проблем, с удовольствием расскажу, - ответил я. И пока моя уставшая от прогулки внучка сладко посапывала в детской коляске, я  поведал моему собеседнику о Герое:

- Леонид Антонович Блажевич родился в 1921 году на хуторе Дергалево Краславского района Латвийской ССР в семье крестьянина. По национальности поляк.

- А как же он оказался в Козловке? - прервал меня Михаил Петрович.

- У него необычная судьба. Может быть, он так и жил бы в родной Латвии, учился и работал там, обзавелся семьей, если бы не война. По суровой воле судьбы, в связи с оккупацией Латвии фашистской Германией, он со своей матерью Юзефой Антоновной и младшим братом был эвакуирован в глубь советской страны - в Чувашию, точнее - в поселок Козловка. Здесь нашлись хорошие люди и приняли их как родных, обеспечили квартирой, продуктами питания, одеждой. Жаль, что в Козловке ныне нет тех людей, которые близко знали семью Блажевича.

В ноябре 1941 года Леонид Козловским райвоенкоматом призывается на фронт и уже через три недели он вместе с бойцами Латышской дивизии оказывается на переднем рубеже, под Москвой. Мороз достигал тогда не менее тридцати градусов, а Леонид  и все бойцы стрелковой роты лежали на опушке леса в ожидании предстоящего наступления. А когда же раздалась долгожданная команда: "Вперед!", он один из первых поднялся и пошел на врага по глубокому снегу. Фашисты заметили их и встретили огнем изо всех видов оружия. От  взрывов немецких противопехотных мин как скошенные упали сразу несколько боевых друзей Леонида, а он то бегом, то ползком все ближе и ближе приближался к холму, где засели фашисты. Несмотря на потери, рота все же вышибла немцев, окопавшихся на самой вершине холма. Немцы никак не могли смириться с потерей стратегичиски важной высоты и стали вести по холму ураганный артиллерийско-минометный огонь, а затем поднялись в атаку. Рядовой Блажевич и все оставшихся в  живых бойцы стали вести по наступающим немцам прицельный огонь. Вскоре вновь заработала вражеская артиллерия. Что было потом, Блажевич уже не помнил, он получил сильную контузию. Только после боя, придя в себя, он узнал, что в этом первом бою он восемь раз поднимался в атаку,  отражал три вражеские контратаки. За этот бой, соединение, в составе которого воевал Леонид Блажевич, за мужество и героизм было переименовано в 43-ю гвардейскую Латышско-Рижскую стрелковую дивизию. За первым незабываемым боем последовали другие. Блажевич, уже в звании гвардии ефрейтора, став коммунистом и разведчиком дивизионной разведки, за мужество и храбрость награждается орденом Отечественной войны 2-й степени, а за искусно выполненную операцию по захвату в плен высокопоставленного немецкого офицера с секретными документами он награждается орденом Славы III степени.

Гвардии ефрейтор Блажевич еще не раз отличался в боях с ненависным врагом, а участвуя в операции по уничтожению Курляндской группировки немцев, он показал себя опытным, бесстрашным разведчиком, отважным воином. Его мужество и героизм были отмечены еще одним орденом - орденом Славы II степени.

Но награда Героя в этот раз находит в полевом госпитале, где он лечился после второго ранения в конце 1944 года. Из госпиталя он пишет проникновенное письмо-треугольник матери и брату в Козловку, поздравляет их с наступившим 1945 годом. Это письмо, к сожалению, оказалось последней его весточкой...

В 1945 году началось широкое наступление Красной Армии по освобождению Прибалтийских республик от фашистской оккупации. И Леонид Блажевич принимает самое  акктивное участие в освобождении родной Латвии. Немцы и латышские националисты яростно сопротивлялись Красной Армии. Взятие любого хутора, тем более города обходилось нашей армии большими людскими потерями.

В одном из жестоких боев в рукопашной схватке огнем из автомата и кинжалом отважный гвардеец лично уничтожил до десяти  гитлеровцев, но к исходу боя он и сам пал смертью храбрых. Случилось это 9 марта 1945 года, ровно за два месяца до полного окочания войны и победного салюта. За последний бой гвардии ефрейтор Леонид Блажевич посмертно был  награжден Орденом Славы I степени, став тем самым полным кавалером Ордена солдатской Славы.

Боевые товарищи Леонида написали матери письмо о героическом подвиге сына. Юзефа Антоновна сразу узнала незнакомый почерк на конверте и не в силах была устоять на ногах... Матери героя сочуственное письмо прислал и тогдашний Председатель Президиума  Верховного Совета СССР, или как его  добродушно называли в народе "Всесоюзный староста" Михаил Иванович Калинин. Он писал, что подвиг бесстрашного воина, коммуниста Л.А.Блажевича никогда не забудется нашим народом.

- А мать героя так и осталась жить с  сыном в Козловке? - спросил после долгого молчания Михаил Петрович.

- Юзефа Антоновна со своим младшим сыном после войны из Козловки переехала обратно в родной хутор Дергапево. Ребята из группы "Поиск" КСШ №2, руководимые страстным краеведом, учителем географии,  участником войны П.И.Ивановым, не раз переписывались с матерью героя. К сожалению, в связи с уходом из жизни Павла Ивановича переписка оборвалась.

- Да, были люди в то время. На плечах 18-20 летних парней лежала высочайшая ответственность за судьбу страны. Ведь решался вопрос: быть или не быть СССР как государству. Наши  мужественные отцы и деды сделали все от них зависящее, чтобы с честью отстоять великую страну и победили сильного и злейшего врага, - как бы подытожил мой рассказ Михаил Петрович.

Тем временем проснулась моя внучка, к тому же к тихой пристани "Козловка" плавно причалил речной трамвай -ОМик.

- Ну что же, спасибо Вам за интересный рассказ о Блажевиче. Этот герой по праву заслуживает того, чтобы его именем была названа одна из улиц вашего молодого города.

- Вы правы. Одна из улиц города Козловки непременно должна носить имя Героя Советского Союза Леонида Блажевича - поддержал я Михаила Петровича. Проводив его до пристани, мы тепло попрощались как давние знакомые.

 



27 февраля 2006
00:00
Поделиться