" ВСЕМ Я ОБЯЗАН РОДИТЕЛЯМ"
Со временем приходят юбилеи. День рождения - это повод лишний раз встретиться с интересным человеком, заслужившим уважение коллег, да и просто поговорить с милым собеседником. С одним из таких людей - Гумаром Нурулловичем Садыковым - и встретились мы недавно в стенах управления образования администрации Козловского района.
... В 1974 году после окончания Казанского педагогического института молодого учителя физики направили в Чешламу. Вскоре он был назначен завучем. А в январе 1976 года ему предложили работать в районном отделе народного образования. Так и не заметил Гумар Нуруллович, как от инструктора дошел до председателя партийной комиссии, хотя прошло 13 лет. Затем в течение 9 лет он был заместителем заведующего роно.
Вся его жизнь тесно связана с районным отделом народного образования, именуемым теперь управлением образования. Какую только общественную нагрузку не приходилось нести этому энергичному, волевому человеку. Избирался и председателем райкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.В течение 5 лет возглавлял райком профсоюза работников культуры. И не безуспешно. 26 сентября 2005 года его наградили памятной медалью "100 лет профсоюзам России".
Вот уже 15 лет, являясь главным специалистом управления образования, Г.Садыков занимается вопросами усыновления, опеки и попечительства.
-Я родился и вырос на станции Тюрлема в многодетной семье,- вспоминает Гумар Нуруллович. -Трудно приходилось отцу, Нурулле Садыковичу, прокормить нас, пятерых детей. Мать, Рабига Камалютдиновна, с детства приучила всех к труду. Отец нас держал в строгости. В летние дни мы с братом Анваром собирали в лесу сухие дрова, пилили и складывали их в сарай, хотя рядом, на станции Тюрлема, часто выгружали и уголь, и дрова. Но отец запрещал ходить туда за ними, говорил, что чужое брать нельзя.
В уборочные дни в колхозе каждой семье выделяли колосящиеся золотой пшеницей и рожью поля по одному гектару. Мать жала серпом, а мы, помогая ей, учились завязывать снопы. Также трудились на уборке картофеля. Помнится, из убранных 10 корзин одну выдавали под проценты в виде натуроплаты.Так мы помогали и колхозу, и припасали "второй хлеб" для своей большой семьи.
Через железнодорожную станцию проходили поезда, которые иногда останавливались на 5-10 минут. А пассажирский поезд Москва-Пекин стоял еще дольше - около 30 минут. Будучи учеником второго класса, я стал собирать и продавать пассажирам орехи, ягоды, овощи. С 7 класса во время летних каникул работал в ДСЭР №4 , вдоль федеральной дороги Казань-Горький откосы Аттиковского, Байгуловского и Уразметевского подъемов дерновали, забивали колышками, затем поливали, чтобы травостой был хорошим.
В 9-10-ых классах приходилось работать на асфальтировании дорог. В то время мастером, прорабом, а затем и начальником ДРСУ-6 трудился А.Чеплашкин. Чтобы не было сбоев в работе асфальто-бетонного завода, рабочие выходили даже в вечернее время колоть битум и заполнять им котлы, так как этот строительный материал до стадии готовности доходил только за полночь...
После окончания средней школы, как и его сверстники, Гумар служил в рядах Советской Армии. Попасть в Военно-Воздушные Силы в те годы было мечтой каждого юноши. А потом, как мы уже и рассказывали, тесно связал свою судьбу со сферой образования. Эту же дорогу выбрала в жизни и супруга Гумара Нурулловича Файруза Гумаровна. Кстати, она тоже в свое время успешно окончила филологический факультет Казанского педагогического института.
По стопам родителей пошла и их дочь Айгуль, которая после получения диплома об окончании факультета математики и информатики вышеназванного учебного заведения успела выучиться в школе милиции города Казани. Работала в Ново-Савиновском РОВД в детской комнате милиции.
А сын Айрат сегодня продолжает учебу в Казанском государственном техническом университете имени Туполева или бывшем авиационном институте.
Есть такая поговорка: "Яблоко от яблони далеко не падает". Дети всегда стараются подражать своим родителям. Когда в семье рождается ребенок, то мы тоже становимся педагогами. А Гумар Нурулловичу, кажется, сам Бог велел заниматься вопросами охраны детей, оставшихся без родительского попечения.
- В 1971 году, когда я начинал работать в этой должности,- рассказывает мой собеседник, - на учете было 28 мальчишек и девчонок. В настоящее время их количество достигло до 125.
С чем это связано? На мой недоуменный вопрос тут же последовал ответ: "Прежде всего из-за неимения рабочего места (многие предприятия обанкротились) большинство мужчин вынуждено ездить на заработки в города Казань, Москва и на Север. Родители оставляют своих детей с бабушками и дедушками и, конечно, те не смогут контролировать их так, как это сделали бы родители. Отсюда и правонарушения. А некоторые отцы и матери частенько, махнув на неустроенность быта, находят "истину" в вине, вследствие чего страдают опять же их дети. Но есть еще много других причин.
По словам Г.Садыкова, когда органы опекунства и попечительства рассматривают вопросы лишения родителей их законных прав (ежегодно в районе лишаются 10-12 семей), то возникает другая немаловажная проблема, связанная с дальнейшим обустройством безвинных мальчишек и девчонок. И как признается он сам, в первую очередь стараются отдать их в семьи под опеку и попечительство, потому что ничто не сравнится с семейным воспитанием. Семья учит жить и работать.
-То, что я умею делать, всем обязан своим родителям, они научили нас только хорошему, -подытоживая наш разговор, заметил всеми уважаемый в Козловке педагог Г.Садыков.
Надолго останется в памяти эта встреча. Встреча с прекрасным, общительным человеком, коих у нас в Козловке еще немало.
На снимке: Гумар Нуруллович Садыков.