ФРОНТОВИК-ТАНКИСТ И ПЕРВЫЙ ТРАКТОРИСТ КОЛХОЗА
В 1931 году на базе Козловской МТС впервые открылись курсы по подготовке трактористов и водителей автомашин. В этом была большая необходимость: в стране началась коллективизация, а Харьковские и Челябинские заводы стали выпускать первые отечественные трактора.
В числе первых курсантов оказался шустрый парень из Солдыбаева, закончивший советскую школу первой ступени Роман Петров, выходец из крестьянской семьи. Но его отец Петр Иванович, известный на всю округу, больше занимался не земледелием, а кустарным ремеслом. А самым любимым его занятием было пчеловодство. На волжских лугах он имел большую пасеку, которую, к сожалению, однажды разорили марийские любители легкой наживы. Но дед все же продолжил свое любимое занятие и даже с новой силой. Приобщил к этому делу и своего сына Романа, который оказался не только трудолюбивым, грамотным, но и способным перенимать опыт, мастерство старших. Вот поэтому правление колхоза имени Энгельса направило его в школу механизации Козловской МТС.
Сейчас трактором и автомашиной никого не удивишь. Но в тридцатые годы ХХ века первый трактор на селе воспринимался как спутник, космический корабль. И вот на тракторе ХТЗ в деревню приехал Роман Петров. Не только дети, но и взрослые смотрели на этого железного коня как на чудо. Трактор принадлежал МТС, но на условиях договора, натурооплаты хлебом, зерном, он закреплялся за колхозом.
Так в историю колхоза большой деревни Солдыбаево Роман Петров вошел как первый тракторист. Об этом помнят и по сей день. А чуть позже он пересел на автомашину-полуторку, которую приобрел колхоз.
Все шло, казалось, к лучшему. У Романа появилась семья - жена Анастасия Павловна и четверо детей - Борис, Михаил, Нина, Ева. Но в один миг все круто изменилось: началась страшная, разрушительная Великая Отечественная война.
Роман в первый же день войны был приглашен в райвоенкомат, где ему сказали: "Вы, товарищ Петров, призываетесь на фронт вместе с автомашиной. До Чебоксар повезете мобилизованных из Солдыбаева". На второй день вся деревня провожала мужчин. Кто мог знать, что многие из них уходят навсегда. В Книге Памяти Козловского района написано, что только из деревни Солдыбаево не вернулись с поля битвы 87 человек.
Водителем на фронте Р.Петров не стал. Как правило, многие трактористы становились танкистами, их включали в экипажи танка.
Пройдя краткосрочные курсы, он был напрвлен в танковую часть, где стал помощником механика-водителя Т-26 и наводчиком-пулеметчиком. С первых дней войны испытал рядовой Петров тяжесть жестоких боев на Западном фронте. Броня первых наших танков не выдерживала снарядов из тяжелых немецких орудий. В одном из боев под Смоленском танк был подбит, а экипаж чудом остался в живых. Об этом писал в своем письме с фронта наш земляк. Письма приходили редко, и в них прослеживадась грусть, обида от сознания того, что приходилось отступать и так часто терять товарищей. В ноябре 1941 года семья получила последнее письмо, в котором он писал: "Нашему экипажу дали новый танк. На нем мы еще повоюем". Это, видимо, был танк Т-34, которых пока было мало на вооружении. В этом же письме танкист просил старшего сына Бориса по мере сил помогать матери по хозяйству и ухаживать за младшими в семье.
А что было дальше? 5-6 декабря 1941 года началось историческое Московское контрнаступление трех фронтов - Западного, Калининского и Юго-Западного. В этом наступлении принял участие и наш земляк-танкист Р.Петров. Враг был отброшен на 100-250 километров от столицы. Но во время контрнаступления гибли тысячи наших воинов. В этом сражении в битве за Москву смертью храбрых погиб и Роман Петрович Петров.
В январе 1942 года жена фронтовика Анастасия Павловна получила похоронку. в которой сообщалось, что рядовой танкист, он же наводчик-пулеметчик погиб смертью храбрых в битве за Москву. Такую боль и тяжесть ничем измерить нельзя. А через месяц у фронтовика Р.Петрова родился сын Николай, которому не суждено было видеть отца: ведь в 1941 году он находился в утробе матери...
Вот так многие семьи теряли своих кормилиц. Дети оставались на попечении одних матерей. Но в условиях деревни дети военных лет были вынуждены рано включаться в производительный труд, чтобы выжить. Уехал в город старший сын Борис. Теперь вся тяжесть по содержанию малолетних детей легла на плечи матери Анастасии Павловны и второго сына Михаила, который стал заменять дома отца, и пошел по его стопам. Отслужил армию, стал классным водителем. А после получения соответствующего образования его назначили инженером Козловского кирпичного завода. Дружно они работали с директором завода Р.Апполоновым, на всех районных совещаниях их ставили в пример за хорошую организацию производства. Но вот только поспешили закрыть кирпичный завод, в продукции которого так нуждались козловчане. А М.Петров перешел в пожарную часть, где и проработал до выхода на пенсию. Заслужил он почет и уважение, награжден многими правительственными наградами.
Продолжает жить вдова фронтовика Анастасия Павловна, которой сейчас идет вот уже 95 год. Она еще и по сей день дает материнские советы: как жить, учиться и трудиться, чтобы не подводить род Петровых. О ней очень трогательно написал в своей книге "Женщины-матери земли Чувашской" Д.Егоров: "Анастасия Павловна не имела возможности учиться, потому что этому мешала бедность и необходимость с малых лет включасться в работу по обработке земли. Вышла замуж, появились дети, но опять не повезло: началась война. С пятью детьми, как только она выдержала все тяготы военных лет. Наверное, они придавали ей силы, ее сыновья и дочери. Дети выросли трудолюбивыми, отзывчивыми, благодарными своей любимой матери".
анастасия Павловна выстоила. Сумела не только на ноги поставить своих детей, но и дать им всем образование.
На снимке: Роман Петрович Петров