Кармышевский род и монетный родник
Выдающейся земляк янгильденцев, выходец из соседнего села Верхний Шырдан Каюм Насыри оставил в своих этнографических записках интересные сведения об этом населенном пункте с полувековой историей.
В городе-крепости Тетюши издавна жил древний народ, нашедший здесь пристанище после распада Булгарского ханства. В округе было много не освоенных земель. Человек по имени Кармыш баба решил обосновать поселение для продолжения своего рода и в поисках подходящего места отправился вверх по Волге реке. По описаниям Каюма Насыри, от него и идет родословная села. Согласно легендам, дошедших до наших дней, Кармыш баба искал удачное место не только по географическому расположению, но и по поверьям укладывался спать на месте предполагаемого поселения. Сон должен был предвещать будущее. Но ему везде снились кошмары и богомерзкие сны, и Кармыш баба продолжал свои поиски. Вот он добрался до поселений Альменево и Семеньчино, которое заселяли татары и чуваши. Озадаченный, уставший, остановился на отдых у незнакомого родника. Напился ключевой воды, постелил на земля халат и крепко уснул. На этот раз ему приснилось много серебряных монет и он увидел себя облепленным пчелиным роем. Сон свой разгадал так: серебряные монеты - к богатству и благодати, пчелиный рой - к многочисленному потомству... И решил Кармыш заложить возле родника поселение, и родник, говорят, с тех самых пор так и называют - "Тэнкэ чишмэсе", то есть "Монетный родник"...
Было у Кармыша два сына. С одним из них, Янгильде, он якобы и поселился здесь. Долгое время не порывал с Тетюшами: держал там семью, тут и там сеял хлеб. Потом, когда дети выросли, женил их в Семеньчино, сыновьям взял в жены чувашских девушек. Семья разрасталась, сыновья отделились от отца, строили себе дома, а чуваши давали им землю. Имена Кармыша и Янгильде так и закрепились за селом как два его названия в честь двух основоположников.
По сохранившимся в Чебоксарском государственном архиве материалам "Ревизских сказок" (так на Руси называли перепись), население составляли ясенные крестьяне, занимающиеся хлеборобством. Мужчины, имеющие небольшие участки, занимались дополнительно и сезонными работами. Наиболее распространенным был бурлацкий труд.
С годами торговая деятельность переходила в более активную форму. Как писал чувашский историк В.Д. Димитриев, не только на территории Казанского уезда, но других соседних, больше, чем другие народы, торговлей занимались татарские купцы и татарские крестьяне. возникло даже специальное название "торговый татарин".
Торговое дело в Янгильдино берет широкие обороты. Янгильдинская "Базарная площадь" обслуживает всю близлежащую округу. К началу ХХ-века в селе работает семь ветряных мельниц. Кроме этого, крестьянин села Йусуф Замигулов имеет круподробильную машину, братья Гариф и Сабир Хакимовы владеют красильной мануфактурой, заводы по выделке кожи являются собственностью Шагиахмета Абдуллина, Хакимзяна Шакирова и Мухаметши Абязова. Абязовым же принадлежат яичные склады в соседнем селе Ковали. По воспоминаниям старожилов, в этих специализированных подземных складах для хранения яиц и шкур круглый год держалась стабильная температура, а яйца и кожа отправлялись на пароходах по Волге реке по российским регионам и в за границу.
Во времена НЭП янгильдинское предпринимательство испытывает очередной подъем. Открываются новые заводы и мануфактуры. В одном из них производится так называемая кожаная "спиртовая подошва", одним из компонентов в технологии изготовления которой является спирт. "Подошвы" были высокого качества и пользовались большим спросом, за ними приезжали даже из Москвы и Одессы, - вспоминает дочь хозяина завода Сабирзяна Цыгановского Фарида апа, проживающая сегодня в Астрахани.
Увы, революция 1917 года перевернула жизнь села, являвшегося одним из центров предпринимательства и просвещения в Чебоксарском уезде. Все три мечети села были закрыты, частные заводы и мануфактуры национализированы, торговая деятельность свернута. Многие состоятельные крестьяне и успешные предприниматели были вынуждены оставить родное село...
В селе "свободном" от кулаков и "чуждых социалистическому строю элементов", зарождается колхоз имени Карла Маркса, во главе которой становится отважная женщина, вдова, мать пятерых детей Шафикамал Бикбулатова.
Следует отметить, что Шафикамал апа была не последним председателем из числа слабого пола в "колхозной" истории села, спустя несколько лет бразды правления перешли в руки Хадичи Юсуповой, а в суровые годы Второй Отечественной дело своих предшественниц продолжила Фатыма апа Асадуллина.
Поподробнее остановимся на личностях известных уроженцев села Янгильдино. Двух дочерей, оставивших свой след в истории музыкальной культуры и прикладного искусства татарского народа, воспитала упомянутая нами выше Шафикамал апа Бикбулатова. Народная артистка России и Татарстана, известная оперная певица Мунира Булатова - третья из дочерей Закира и Шафикамал Бикбулатовых. Фамилия ее была "сокращена" в Казанском интернате под воздействием тогдашней "пролетарской моды" на повальное сокращения, куда она попала после окончания четвертого класса Янгильдинской сельской школы. Ради спасения жизни своих детей, после безвременной кончины мужа Шафикамал апа была вынуждена отдать одного ребенка в интернат. Выбор пал на зажигательную, озорную певунью Муниру.
Мунира Булатова - пионерка татарского оперного искусства, одна из тех, кто стоял у самых истоков зарождения татарской советской музыкальной культуры. Говорить о ее творчестве значит пересказать 60-летнюю историю Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля...
Она же - первая женщина-директор в истории театра оперы и балета имени Мусы Джалиля и человек, построивший в Казани Дом Актера.
В прошедшем 2004 году Мунира Закировна отметила свой 90-летний юбилей. Живая легенда татарской оперы и советской музыкальной культуры живет сегодня в Казани вместе с дочерью, доцентом Казанского государственного университета культуры и искусства Данией Булатовой и поддерживает тесные контакты с родной деревней и многочисленной родней.
Старшая дочь Шафикамал апа Марьям Бикбулатова прославилась как признанный мастер декоративно-прикладного искусства, собиратель и составитель образцов татарского орнамента.
В истории Янгильдино Марьям Закировну помнят как первую пионервожатую сельской школы. Едва достигнув 15-летнего возраста, она становится опорой для своей семьи, преподает в курсах ликвидации безграмотности, раздает газеты и журналы, работает агитатором.
Марьям Закировна всю свою жизнь посвятила детям, и где бы ни работала, классы, кабинеты, залы с помощью ее волшебных рук превращались в сказочные сады...
В 1990 году в музее Изобразительных искусств Татарстана прошла ее последняя при жизни персональная выставка по поводу 80-летнего юбилея. Сегодня здесь хранятся 174 работы Марьям Бикбулатовой, отражающие татарский национальный орнамент, выполненные вышивкой тамбуром, канителью, бисером и в технике браного ткачества и ковроделия.
Известный не только в Татарстане, но и далеко за ее пределами скрипач, дирижер и композитор Рустем Абязов родился уже в Казани. Его дед Шайхулла, вместе с родителями и многочисленной родней, вынужден был покинуть Янгильдино в 1930-ом году. Абязовы, как и многие выехавшие из села, нашли себе пристанище в Средней Азии и на юге России - городах Алма-Ата, Джамбул и Астрахань. В этих городах и сегодня проживает многочисленный "кармышевский" род Абязовых.
Сегодня село возрождается. На месте первой мечети села. пустовавшем на протяжении долгих лет и считавшемся святым, построили новую. Облагородили кладбище, соорудили мост через речку, соединяющий старое и новое кладбище. Этими делами руководит неравнодушный к судьбе родного села человек Гусман Низамутдинов. Многое сделано этим человеком для выяснения истории села и увековечения памяти предков. Благоустраиваются многочисленные родники, вытекающие из подножья гор, окружающих деревню с трех сторон. У родников - свои истории, связанные с теми или иными событиями, упомянутые в начале.
Особая история у родника "Бэйрэш чишмэсе" ("Байрашев родник") названного в честь человека. облагородившего его когда-то и разбившего возле него фруктовый сад. Сейчас возле этого живописного уголка ежегодно проходит празднование "Дня деревни", ставшее традицией за последние несколько лет.
Село Янгильдино вновь обретает свою былую славу.