Куславкка муниципаллă округӗ

РАССКАЖИ ПИСЬМО, ГДЕ СОЛДАТ?

Солдатские "треугольники"

 

 

Реликвии войны - фронтовые письма. Эти письма в форме  треугольника, рассылаемые в разные концы большой страны, приносили  весточку - и радость, и горе. Письма,  как бойцы,  обстреливались и горели, попадали  в плен и  топтались фашистскими сапогами, на них  молились матери, жены и дети, они  воевали   за независимость Родины,  вдохновляя  солдат и офицеров на подвиги.

Бережно беру  в руки конверт   со штампом  "Красноармейское письмо. Бесплатно".  Старательным почерком на треугольнике  выведено:  "Чувашская АССР, Козловский район, дер. Пиндиково, Мораньковой Евгении Григорьевне". Сын Дмитрий пишет матери со Сталинградского  фронта:

"Это письмо пишу за 10-12 км от города Сталинграда. Рядом фронт, постоянно слышна пулеметно-артиллерийская канонада, вой самолетов.

Только вчера неподалеку от нашей части зенитчики сбили 3 немецких стервятника. А мы,  пехотинцы, вырыли окопы, положив на лежанках сухие  помидорные ветви. Смело  можно  предположить,  что ближе  к Октябрьским праздникам и на нашем  участке фронта должны  произойти  военные события. Для фашистских оккупантов сполна  наготовлено "подарков".  Новости со Сталинградского фронта вы скоро сами узнаете.

На новое расположение воинской части мы  ехали на поезде 17 дней. Нам повезло, что ни разу  не попали под бомбежку фашистской авиации. Хотя  все железнодорожные  станции на нашем пути уже подвергались  воздушному налету, мирные жители, видимо, боятся вернуться в свои полуразрушенные дома. По 6 часов дежурили  у пулемета, установленного на  крыше вагона. Два дня потом  шагали,  преодолев в общей сложности  километров  150.

Скоро мы вступим в бой с задачей  выгнать немцев из города. В моем взводе есть земляк  из нашего района. Иван Кудряшов родом  из деревни  Семенчино. Он мне рассказал,  что дома   ждет его мать.  Мы обменялись адресами, но если  что  случится  сообщить домой".

Солдат  завершает свое послание с пожеланиями  здоровья и благополучия матери, Гене, Вите, маленькому Альберту  и Ире. Целует всех. Просит ответить, надеясь  получить весточку  из дома, если она дойдет по дорогам войны.

"Помню, как был у меня любимый брат Дмитрий,-  обращается  в редакцию газеты "Знамя" Виталий Никифорович  Мораньков - сын  известного чувашского писателя и автора романа "Емер сакки сарлака",  уроженца  деревни Пиндиково Козловского района. Он в данное время проживает  в городе Луганске  Украины,ветеран  педагогического труда, учил детей математике. Брат научил меня ездить верхом  на лошади, брал  с мальчишками  в ночное. Помню, как он пас  телят в деревне, а я  приносил ему обед. И учился на  тракториста, и  вообще  он так хотел  учиться!  Переходил  из класса в класс с Похвальной  грамотой.  Хорошо рисовал и играл в шахматы. Отец  наш  всегда ставил  Дмитрия   нам, младшим детям, в пример.

На фронтах  Великой Отечественной войны воевал  и наш отец, и наш брат. Дмитрий прислал домой  всего несколько писем, а зимой  1943 года мать получила известие  от заместителя  командира по  политической части Фокина. В нем сообщалось,  что красноармеец  Дмитрий Мораньков был ранен 3 ноября  1942  года в городе  Сталинграде  и находится в госпитале. Несмотря на ранение с поля боя  не ушел, продолжал  сражаться с  фашистской  нечистью.  Командование  наградило бойца медалью "За отвагу".

О том, что солдат Д.Мораньков был ранен тяжело  в голову в начале апреля и был  отправлен    в санбат,  сообщил  семье  очевидец  сражения   боец Илья Иванов, уроженец  деревни  Атнашево Шихазанского района Чувашской АССР.

После этих  известий дальнейшую судьбу  брата Дмитрия я не знаю. Ясно, он погиб. Думаю, что по  дороге в госпиталь.  В таком аду, как в Сталинграде, трудно было уцелеть".

В.МОРАНЬКОВ, г.Луганск, Украина    



12 мая 2005
00:00
Поделиться