Куславкка муниципаллă округӗ

ВСЕ СИЛЫ ОТДАНЫ ПОБЕДЕ

На конкурс "Великой Победе - 60 лет"

 

 

Война!  Какое это страшное слово! Мы, школьники, знаем об этом лишь  из рассказов  учителей, просмотренных  кинофильмов, телепередач и встреч  с участниками Великой  Отечественной войны.   Поэтому такие  встречи  незабываемы,  мы проникаемся  чувством  гордости за дедушек и бабушек, которые, не щадя собственной жизни, разгромили фашистскую Германию и обеспечили нам  счастливое детство, свободу и независимость нашей Родины.

Тыл... Сколько труда и сил отданы Победе  тружениками  тыла в годы войны.

Бессонные, тревожные ночи за тех, кто воевал на фронте, изнурительная работа днем, горячие  слезы на похоронки  детей, отцов, мужей...

Воспоминания моей бабушки, Раисы Петровны Смирновой о военных годах, своем тяжелом труде в тылу всегда вызывают слезы. Появляются слезы и у меня, но, слушая ее, я сильнее  проникаюсь  к ней  уважением и любовью.

Моя бабушка родилась 12 июля 1926 года в селе  Шутнерово в семье колхозника. Ее отец, Петр Сергеевич Смирнов, был трудолюбивым, аккуратным во всем. Любил и умел трудиться на земле, хозяйство у  него  было крепкое. Сам  считался активистом  колхозного движения, пользовался авторитетом и уважением среди  односельчан за доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь другим.

Моя бабушка окончила  в 1940 году Андреево-Базарскую семилетнюю школу. Училась хорошо, как и все сверстницы мечтала о продолжении  учебы. Но по просьбе  председателя тогдашнего колхоза "Новая жизнь" и с согласия родителей  стала работать в колхозе. В ту пору ей было всего 14  лет, но охотно  выполняла любую работу.

Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если бы в 1941 году не началась война.

...Страшную весть услышали на лугу, на сенокосе. Взрослые  мужчины, как ей  показалось, как бы застыли  на одном месте, а у женщин появились слезы на  глазах. Рая тогда еще до конца  не осознавала, что такое война и какие трудности выпадут на ее долю.

Вскоре мужчин забрали на войну, деревня  опустела. Вся  тяжесть отныне легла на плечи женщин, детей и стариков.

Не хватало рабочих на заводах и фабриках, и ее с подругой  направили  в Свердловскую область на военный завод. Приходилось  работать по 10-12 часов в сутки, кормили их на рабочем же месте  три раза  в день, в основном это был суп, овсяная каша, иногда - борщ. Мясо  почти не давали, а хлеб  получали по продовольственным карточкам  всего 400 граммов.

Жили в небольшом  доме, недалеко от завода. Уставшие от работы, девчата буквально  валились сразу на кровать. Хотелось выспаться, хоть немного отдохнуть до своей смены.

На заводе выпускали колючую проволоку, гвозди и другое оборудование, так  необходимое  фронту. После смены молодых  часто привлекали и к другим работам. Рабочих рук не хватало, приходилось  вручную грузить шлак на вагонетки, грузить мешки в вагоны и т.д. Пятнадцатилетние девушки работали наравне со взрослыми, не жаловались на трудности.

Лишь в марте 1942 года, когда на завод  прибыли  первые эвакуированные и дополнительные рабочие, Раису  с подругой направили на работу  в свой колхоз. Страна и фронт нуждались  в хлебе.

Затем  трудолюбивую девушку  вместе с подругами направили в Ивановскую область на заготовку торфа. Поселок,  где они стали жить и работать,  располагался в середине  леса, недалеко от торфяных разработок. Шутнеровские девчата с первых же дней поняли,   как тяжела эта  работа. После  смены ныли от усталости руки, ноги, спина. Порой  казалось,  что  не хватит сил добраться до кровати.

Все работы выполняли вручную: лопатой грузили торф на транспортер, прессовальная машина  превращала их в брикет. Готовые брикеты грузили в  вагонетки, их толкали вручную по рельсам до основной железной дороги. Там вагонетки разгружались, брикеты  штабелировали для сушки. Высушенные брикеты  загружали в корзины и тащили наверх  по  трапам, грузили в вагоны. Иногда работали по ночам. Но не было случая, чтоб не  выполнили план. Работали сезонно, зимой возвращались в колхоз.

Вместе со всеми выезжала в лес и Раиса Петровна. Жили в землянке, топили железную печку (буржуйку), спали на  деревянных нарах. За работу по заготовке леса колхоз расплачивался со своими рабочими трудоднями. На трудодни почти ничего  не получали, хлеб  отправляли в фонд  обороны. Выручало домашнее хозяйство: корова, приусадебный участок.

- Так и работали,- говорит бабушка,- зимой на заготовке леса, летом - на заготовке торфа, весной и осенью - на земле. На судьбу не жаловались,  такая доля  досталась всем, кто трудился  в тылу в годы войны.

Кончилась война, казалось, все  наладится к лучшему. Но и после нее  жизнь оставалась тяжелой. Многие вернулись инвалидами, ранеными, поэтому по-прежнему  вся тяжесть в колхозе лежала на те  же женские плечи и подростков , все еще многие работы приходилось выполнять вручную, либо на лошадях.

Раиса Петровна продолжала трудиться в колхозе. Работала хорошо, ее ставили  в пример другим, пользовалась она авторитетом у односельчан.

Красивую, стройную, трудолюбивую девушку  заметил  односельчанин Петр Смирнов, фронтовик, работающий  после войны  бригадиром колхоза. Вскоре в 1949  году, Раиса вышла за него замуж и прожила с ним до 1986 года счастливую  семейную  жизнь. Вместе родили и воспитали семерых детей.  У всех  теперь свои семьи. У Раисы Петровны 14 внуков и  3 правнука. Дети, как и родители, выросли  трудолюбивыми, добрыми, отзывчивыми людьми.

За самоотверженный труд в годы  войны и в послевоенный период Р.Смирнова награждена многими медалями.

Скоро нашей  бабушке   исполнится 80 лет. Мы хотим, чтобы  она жила как можно дольше на радость   своим детям и внукам.  Такие люди, как она, выдержавшие всю тяжесть военных и послевоенных лет, имеют  право на долгую и счастливую жизнь.

 



03 мая 2005
00:00
Поделиться