Куславкка муниципаллă округӗ

ВОИН - ПАТРИОТ

 

 

В 1973 году правление районной организации общества "Знание" поручило мне выступить с лекцией "О международном положении СССР" в охранном отделении учреждения ЮЛ-34/5. После лекции ко мне не спеша подошел моложавый на вид, сухощавый человек в военной форме и представился:

- Старший прапорщик Чураков.

Мы разговорились. Поговорив о советско-американских отношениях, перешли к военно-патриотической тематике. Так я впервые познакомился с Иваном Кузьмичем Чураковым, фронтовиком, прекрасной души человеком.

Иван Кузьмич не козловчанин. Родился он в 1924 году в деревне Большое Кумарино Красночетайского района в семье крестьянина. Однако большая часть его плодотворной жизни с 1954 по 2000 годы прошла в Козловке.

Иван Чураков рано познал тяжелый крестьянский труд. Еще будучи подростком он наравне со взрослыми четыре года работал конюхом в колхозе им. Сталина. И ему по душе была работа с лошадьми. Однако, как говорится, человек предполагает, а судьба располагает. В 1939 году в его жизни произошел крутой поворот.

Как известно, 30-е годы прошлого века вошли в историю как годы коллективизации и индустриализации страны. Для работы на строящихся промышленных предприятиях страны остро нужны были квалифицированные кадры рабочих. И 15-летний Иван Чураков вместе с несколькими своими сверстниками направляется на учебу в фабрично-заводское училище (ФЗУ) в город Шумерля. Успешно окончив его, он становится профессиональным токарем по дереву. Но недолго пришлось работать молодому специалисту деревообработчиком. Начавшаяся священная война с немецко-фашистскими захватчиками требовала все новых и новых пополнений в живой силе. И 14 марта 1942  года 18-летнего парня Ивана Чуракова призвали в Красную Армию. Он зачисляется в состав 4-го корпуса  I танковой армии рядовым пулеметчиком на тяжелый танк ИС-2 (Иосиф Сталин). На простого сельского парня танк производил сильное впечатление. Ему казалось, что ИС-2 не страшны никакие преграды на войне. Шутка ли, танк весил 46 тонн, экипаж состоял из 4 человек. У танка было мощное вооружение: 122-миллиметровая пушка, 3 пулемета, а толщина брони составляла 90-120 мм, скорость до 37 км в час.

Получив сокрушительный отпор под Москвой в декабре 1941 года, враг неистово стал рваться к Волге, к Сталинграду. Отважные советские танкисты, верные своему патриотическому долгу, сделали все возможное, чтобы остановить и уничтожить ненавистного врага.

Танк ИС-2, на котором служил рядовой Иван Чураков, не раз обращал фрицев в паническое бегство.

И вот район Березовки, осень сорок второго года. В ходе боя танк ИС-2 вырвался вперед и начал "утюжить" передовые позиции немцев, давить огнем и гусеницами вражеские окопы, блиндажи, огневые точки. Прицельно посылая в фашистов пулеметные очереди, Иван Чураков в ярости кричит:

- Получайте гостинцы, гансы, и привет вам от тети Моти.

 И вдруг тяжелый танк вздрогнул и остановился. Оказывается, сразу два снаряда противотанковых орудий попали в него, один в башню, другой - в правую гусеницу. В танке запахло гарью. Что было дальше - Иван Чураков не помнит. Его раненного и контуженного, а также трех других членов экипажа вынесли из поля боя танкисты другого экипажа. Жаль, командир танка лейтенант Василенко умер на руках боевых товарищей.

Излечившись в полевом госпитале в июне 1943 года, И.Чураков снова на передовой. Он участвует в боевых действиях на Орловско-Курской дуге, где в то время разворачивалось одно из самых крупных танковых сражений в годы Великой Отечественной войны у деревни Прохоровка. Но не прошло и одного месяца, 27 июля 1943 года Иван Чураков вновь был ранен. На этот раз ранение было еще более тяжелым. Лечение проходило долго и мучительно в эвакогоспитале в городе Кохма Ивановской области.

Молодой танкист рвался в боевой строй однополчан. Однако вернуться в свою родную часть ему не пришлось. Принципиальная военная медицинская комиссия определила ему другое место службы на фронте. Пройдя ускоренный курс санитарных инструкторов в городе Иванове, старший сержант медицинской службы Иван Чураков становится санинструктором 6-й роты 17-го гвардейского стрелкового полка 2-ой ударной армии.

Много раз санинструктору Чуракову приходилось под огнем противника вытаскивать из поля боя тяжело раненных бойцов Красной Армии, а 15 июля 1944 года он сам в третий раз был тяжело ранен и ему вновь пришлось пройти нелегкий курс лечения в эвакогоспитале, на этот раз в городе Туле.

Тем временем война уже шла за пределами Советского Союза. Излечившись, Иван Чураков участвует в боях за взятие хорошо укрепленного немецкого города Кениксберга. До полной победы над ненавистным врагом оставалось немного времени. Все бойцы и командиры Красной Армии, весь советский народ с нетерпением ждали победного дня. К сожалению, еще многим воинам нашей армии не суждено было дойти до победы, они сложили свои головы освобождая страны Европы от фашистов, а многие воины были ранены и искалечены. 8 апреля 1945 года санинструктор Иван Чураков четвертый раз был ранен. Было горько и обидно молодому воину находиться в госпитале в предпобедный период и он добивается досрочной выписки из госпиталя. Дальнейшую боевую службу он проходил на центральном авиаскладе в Московской области.

Демобилизовался отважный воин только в декабре 1945 года. Несмотря на ранения и контузию Иван Чураков не мог сидеть без работы и уже в марте 1946 года он поступает на сверхсрочную службу отдельного охранного батальона. Служить ему приходилось в Чебоксарах, Алатыре, а с апреля 1954 года по март 1974 года Иван Кузьмич служил старшим контролером по охране осужденных в ЮЛ-34/5 в Козловке.

Боевые подвиги Ивана Кузьмича, его безупречная служба в органах внутренних дел отмечены орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу", за безупречную службу  I,  II  и  III  степеней и  еще 12-ю медалями разных наименований и достоинств.

Выйдя на заслуженный отдых в 50 лет в звании старшего прапорщика, Иван Кузьмич вновь вспомнил свою первую мирную профессию - токаря по дереву, и он начинает увлеченно работать столяром, плотником в ПУЖКХ, затем до 1990 года в художественно-оформительной мастерской при отделе культуры райисполкома.

По долгу своей служебной деятельности мне неоднократно приходилось встречаться с Иваном Кузьмичем. Его  простота и скромность в общении, такт и великодушие оставили во мне доброе воспоминание.

К сожалению, четыре ранения и контузия не могли не сказаться на здоровье Ивана  Кузьмича. К тому же ему нелегко приходилось ухаживать за тяжело больной женой Антониной Даниловной, которая преждевременно ушла из жизни в 1996 году.  А13 июня 2000 года Иван Кузьмич сам скончался скоропостижно. Память  о нем живет в сердцах его детей и внуков, а они являются добропорядочными  и уважаемыми людьми в Козловке.

 

 

 



06 апреля 2005
00:00
Поделиться