О порядке применения бюджетной классификации
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15.08.96 г. № 115-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации были изданы Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые устанавливают правила ее применения с 1 января 2005 года.
На вопросы корреспондента газеты "Знамя" отвечает начальник отдела финансирования Отделения федерального казначейства по Козловскому району, советник Российской Федерации 2 класса Наталия Юрьевна Леонтьева.
- Чем обоснована необходимость внесения изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации?
- Реформирование бюджетной классификации тесно связано с проводимыми в настоящее время реформами в бюджетной сфере. Это и проводимая реформа системы федеральных органов исполнительной власти, реструктуризация бюджетного сектора и продолжающиеся преобразования в налоговой сфере, и изменения в предоставлении социальных льгот.
- В чем заключается особенность применения новой бюджетной классификации Российской Федерации?
- Отличительной особенностью новой бюджетной классификации Российской Федерации является измененная система кодировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. Для классификации указанных операций используется унифицированный 20-значный код.
- Какими новшествами отличается новая бюджетная классификация?
- Одним из ее новшеств является появление кода администратора в составе 20-значного кода бюджетной классификации.
- Что включает в себя это новое понятие - администратор поступлений в бюджет?
- Впервые определение администратор поступлений в бюджет дано в приказе Минфина России № 72н. Ими являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, которые контролируют исчисление и уплату платежей в бюджет, пеней, штрафов и других бюджетных поступлений. Администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из доходных источников и представляют в финансовые органы проекты сумм поступлений доходов в бюджеты на очередной финансовый год. Администраторам предоставлено право принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
- Если налоговые и неналоговые платежи плательщик перечислил неправильно, куда зачисляются такие средства?
- Такие платежи считаются невыясненными поступлениями. Администратором невыясненных поступлений в федеральный бюджет является Федеральное казначейство, а администраторами невыясненных поступлений в бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты являются соответственно финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- Что еще изменилось в бюджетной классификации в 2005 году?
- Значительные изменения произошли и в экономической классификации расходов. Экономическая классификация расходов теперь определяет направление расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, которые осуществляются в секторе государственного управления. Например, на статью "Командировочные расходы" в старой классификации относились и суточные, и расходы на проезд в командировку, и расходы на проживание. В новой экономической классификации эти составляющие командировочных расходов распределены по нескольким кодам, соответствующим их экономическому содержанию:
- суточные - в составе статьи 212 "Прочие выплаты";
- расходы на проезд - в составе статьи 222 "Транспортные услуги";
- расходы на проживание и иные расходы, связанные с командировками, - в составе статьи 226 "Прочие услуги".
- Какие пожелания бухгалтерам в условиях применения новой бюджетной классификации?
- Указания по применению бюджетной классификации не содержат весь исчерпывающий перечень ответов на те или иные вопросы, в них закреплена общая логика. Каждый бухгалтер, производя расходы, на основании своего профессионального бухгалтерского суждения должен принимать решение: что это - оплата услуги или расход, есть ли встречные обязательства, или посредством этой операции не возникает никакого встречного обязательства и мы производим чистую расходную операцию, при этом не получая никакую услугу взамен. То есть, чтобы каждый бухгалтер понимал суть самой операции. Также обращаю внимание бухгалтеров, что при перечислении платежей в доход бюджетов в платежном поручении обязательно должен быть указан код администратора - это первые 3 знака в 20-значном коде.
Желаю успехов в совместной работе по исполнению бюджета.