Куславкка муниципаллă округӗ

ПОБЕДУ ВСТРЕТИЛ В БЕРЛИНЕ

Из 265 человек, призванных в годы Великой Отечественной войны из деревни Дятлино, не вернулись  с поля битвы 127. Они погибли в разные годы войны, приближая Победу над  коварным врагом.  Сейчас  осталось в живых  12 человек.

 

Редкий случай, но наш герой рассказа в апреле  1945 года доехал до Берлина  на автомашине и праздник Победы встретил с друзьями по оружию в самом логове  фашизма.

До революции  1917 года Петр Павлов, 1907 года рождения, учился в Дятлинской школе грамоты,  так она тогда называлась. В 1918 году она была преобразована в советскую  школу первой ступени. Вот ее-то и окончил подросток. В районе Аниша находилась шерстобойня, на которой он стал работать.

Занимаясь  сельхозтрудом, он все больше тянулся к технике. Вот поэтому в 1930 году его из Дятлинского колхоза "Правда"  направили  в школу трактористов и шоферов, которая была открыта  при Козловской МТС. В числе  первых выпускников тогда были  Илья Кушков из Байгулова, Роман Петров из Солдыбаева, Петр Павлов из деревни Дятлино. С тех пор дятлинский молодой парень стал водителем первой колхозной автомашины ГАЗ-АА. Один шофер на всю деревню. Ну какая девушка откажется от дружбы с таким известным парнем? Ею оказалась Мария. Сложилась  счастливая семья. В 1937 году родилась   дочь Нина, а в 1941-м  - сын Коля.

Неожиданно началась Великая Отечественная война. Петр Павлов в числе первых пришел в райвоенкомат и попросился, добровольцем  на фронт. В военкомате у Петра Павлова поинтересовались состоянием  исправности  автомашины - полуторки и сказали: "Благодарим за  патриотизм. А пока  возвращайтесь домой и готовьте  автомашину в военный поход". Петр сразу не понял, но ему разъяснили, что на фронт ему придется не идти, а ехать на колхозной  автомашине.

Приказ был исполнен. Петр Павлов посадил на колхозную полуторку  мобилизованных сельчан  и отправился на фронт. В Чебоксарах всех  распределили  по своим  подразделениям. Автомашину  погрузили на железнодорожный вагон - платформу, а через  сутки рядовой  Павлов был уже в Москве. Здесь его определили в 18-ую танковую бригаду Западного фронта. Хотелось ему стать танкистом, но для этого требовалась дополнительная подготовка. А сейчас было  не до этого. Армии нужны были и шофера. Обстановка на фронте сильно менялась. Враг  стремительно наступал и грозился захватить Москву. В этих  условиях рядовому Павлову пришлось обеспечивать свою танковую бригаду боеприпасами,  продуктами, медикаментами и всем  другим, в чем  нуждались танкисты, солдаты войны. Так у Петра Павлова начался длинный, трудный, очень  сложный путь от Москвы до Берлина.

Все пришлось испытать  солдату, водителю автомашины. До декабря 1941 года приходилось и отступать. Не раз он попадал под обстрел и бомбежку, горела машина, рвались снаряды, а его  судьба оберегала.  У фронтовика  сохранились небольшие записи, воспоминания тех суровых лет, в которых  говорится: "Моя автомашина попала под бомбежку во время отступления в районе Смоленска. Хорошо, что не было в  кузове снарядов. Она была загружена кухонным  и санитарным  оборудованием. Машина  загорелась и пришлось ее покинуть. Мне было приказано добраться до штаба, доложить и действовать согласно дальнейших указаний. Так и было сделано".

Самым грозным испытанием, рассказывал он своим сыновьям,  было  участие в битве  под Москвой. Там ему приходилось не только подвозить снаряды, но и непосредственно участвовать в окопных боевых действиях с автоматом и гранатами в руках. Ведь враг не просто  отступал,  а  сильно оборонялся, оказывал большое сопротивление. А потом вновь "баранка" и обеспечение  своей бригады снарядами, продуктами питания, медикаментами. За мужество и отвагу в битве под Москвой П.Павлов был награжден  медалью "За отвагу",  чуть позже - "За оборону  Москвы".

А дальше начался боевой поход на Запад и он продолжался с переменным успехом до  самой Победы 1945 года. Был он под Киевом контужен, лежал  в госпитале, а потом вновь сел  за руль  автомашины.

А в 1944  году лучших из лучших бойцов Советской Армии  включили  в состав первой польской армии, которая стала  вести борьбу  с немцами  на советско-германском фронте. Так  "поляком" стал  и чуваш  П.Павлов.

В составе этой армии он сражался до конца  войны.  Принимал участие  во многих  крупнейших  операциях. Отважному  автомобилисту, стрелку-автоматчику  была предложена  учеба и служба  в Войске  Польском. И в связи  с этим П.Павлов получил отпуск  и ему было разрешено забрать с собой всю семью, можно  было остаться  там и на постоянное  местожительство. Но его жена, Мария Ивановна, не согласилась  на такой  переезд.

  Вместе  женой  Марией Ивановной П.Павлов  вырастил пятерых славных детей, помог  им  всем получить высшее образование.

Дочь  Нина в прошлом  медработник, у нее свои дети, их четверо - экономисты, юристы, преподаватели вуза.

Сын Николай стал ученым агрономом, работал директором совхоза "Волга". Вместе  женой  Раисой  Петровной, завучем, директором школы, отличником  просвещения РСФСР дали  своим двум сыновьям  высшее образование. Николай и Сергей  стали военными.

Дочь Тамара после окончания Казанского химико-технологического института стала крупным  инженером-руководителем. Вместе с мужем  -  инженером-конструктором вырастили двух сыновей. Они тоже  стали инженерами после Казанского  авиационного института и Казанского  строительного института.

Сын Валерий после КСШ № 1 окончил Московский  полиграфический институт. Вот уже 15 лет возглавляет ГУП ИПК "Чувашия".  С  женой Эрой  Константиновной  вырастили двоих детей. Наталия работает  преподавателем  филиала Московского института потребкооперации. Сын Дмитрий после окончания ЧГУ работает юристом.

Младший  сын Петра Павлова  Геннадий после Казанского авиационного института  стал инженером. Сейчас работает тоже в издательском доме.

Кто-то, быть может,  подумает, а что это автор дает краткую информацию о детях и внуках  фронтовика?  Хочется лишь показать, что  старшее поколение  военных лет, наши  фронтовики позаботились  и о своих детях. А их дети, внуки в память о своих  родителях  продолжают их славные дела.

 



25 марта 2005
00:00
Поделиться