Долги подстегивают рост тарифов
Руководитель дирекции единого заказчика (ДЕЗ) в г. Козловке Н.Челдриков - коммунальщик молодой. Всего несколько месяцев назад бывший врач принял это беспокойное хозяйство. Инженерные сети дышат на ладан. Велики теплопотери. Четкой программы модернизации "коммуналки" нет. Денег, выделяемых из местного бюджета, хватает лишь на латание протекающих крыш. "А вдобавок, — отмечает Николай Николаевич, — многие квартиросъемщики просто обнаглели. Платить не хотят. Может быть, услуги наши далеко не полноценные, но хоть за то, что получили, уж будьте любезны..."
Рассчитываться зачастую не торопятся не только "простые" квартиросъемщики, но и люди обеспеченные, при должностях. Даже те, кто служит закону. Ситуация оказалась настолько парадоксальной, что за жареными фактами в Козловку примчалась съемочная группа одного из федеральных телеканалов. Кто вынес сор из избы — сказать трудно. Но принародная "порка" слегка подействовала. По словам Челдрикова, деловая публика рассчиталась с долгами. Вслед за ней зашевелились и другие. За последние три месяца задолженность уменьшилась более чем на полмиллиона. Однако общий долг огромен — 3,5 млн. рублей. Получается, что жители Козловки месяца три вообще не платили. Руководитель ДЕЗа намеревается до конца года снизить сумму до двух миллионов. За более короткий срок просто невозможно. Но и это достижимо лишь в том случае, если сработают все средства воздействия.
Главное из них — судебное. Этим занята вся юридическая служба дирекции. Плацдарм для наступления создали заранее. Каким бы ни был должник, на улицу его не выселишь. Поэтому для таких выделили специальный резерв жилья. Действуют юристы ДЭЗа напористо. Сенсацией местного масштаба стало выселение наиболее злостных неплательщиков по решению суда. Сегодня районная Фемида завалена исками к должникам - их более 150. Эффект налицо. Большинство хронических неплательщиков тут же находят возможность расплатиться с коммунальщиками. Значит, могут, если потребовать по закону.
Но есть категория квартиросъемщиков, которые, считает Н. Челдриков, вряд ли осилят всю сумму задолженности. К таковым он относит тех, кто живет в собственном деревенском доме, а муниципальное жилье держит как недвижимость. За услуги они не платят. У некоторых накопилось до 15-20 тысяч долгов. "Большинство этих должников — безработные, — отмечает руководитель ДЕЗа. - Многие могли бы рассчитывать на субсидию, для этого надо встать на учет в Центр занятости. Сельчанам же отказывают: считается, что на селе работа есть всегда. Замкнутый круг какой-то". Да и другие еле сводят концы с концами. Градообразующий завод, что называется, лежит на боку. Кто-то выезжает на заработки на Север или в Москву, но это не всем по силам.
Тем не менее, надо искать выходы из тупика. Разговор с самыми давними неплательщиками Н. Челдриков берет на себя. Сейчас главное, считает он, — не допустить увеличения задолженности.