Куславкка муниципаллă округӗ

Он обеспечивал фронт хлебом

 

Наши славные земляки

ОН ОБЕСПЕЧИВАЛ  ФРОНТ ХЛЕБОМ

30-ые годы ХХ столетия  вошли в историю нашей страны как годы коллективизации. С 1928 года в помощь колхозам стали создаваться государственные машинно-тракторные станции.  Такая МТС была организована и в Козловском районе. Она  располагалась  на центральной усадьбе бывшего совхоза "Козловский".  Отдельные  ее помещения в кирпичном исполнении  сохранились и по сей день.

Первая МТС, первый трактор.  Нужны были специалисты, трактористы. В 1930 году при Козловской МТС была организована школа по подготовке первых трактористов и шоферов. В числе первых курсантов оказались Илья Кушков из Байгулова, Роман Петров из Солдыбаева. Наиболее подготовленным оказался Илья Кушков, работавший до этого первым киномехаником Козловской кинобазы. До этого Илья прошел курсы в Чебоксарах. Уже в  школе он стал себя проявлять смышленным,способным и по технической части.

Состоялся первый выпуск трактористов и водителей автомашин на полуторку  ГАЗ-АА. Все  трактористы теперь считались рабочими МТС и закреплялись за колхозами. Но Илью Кушкова сразу оставили в МТС, он стал заниматься  подготовкой новых трактористов. А пока ему поручили пригнать первый трактор  в Байгулово. Сейчас, безусловно, никого трактором не удивишь. Потомственный чувашский хлебопашец раньше  имел дело только с лошадьми, сохой. А тут на удивление всех сельчан Илья приехал в Байгулово на "железном  коне". Ведь  в тридцатые годы впервые крестьяне из глубинки  увидели  небольшой колесный, совсем маломощный трактор ХТЗ. И сколько же радости вызвало у сельчан появление этой железной машины! Так в историю села Байгулово Илья Тимофеевич Кушков вошел сначала первым трактористом, а потом  бессменным первым бригадиром тракторной бригады, механиком, настоящим инженером-самородком.

В Байгулове рано начал свою  самостоятельную трудовую жизнь  молодой Илья Кушков. Был он в семье  единственным сыном. Его отец на редкость оказался предприимчивым. А в годы НЭПа, уже при Советской власти, построил мельницу  с паровым двигателем,в девять  лошадиных сил. Сыну Илье было уже 14 лет. Вот с тех пор молодой Илья стал приобщаться  к двигателям  с поршневой системой. Но такая  предпринимательская деятельность длилась совсем недолго. В ходе коллективизации, начиная с 1928 года, таких предпринимателей начали притеснять. В этой обстановке и из страха, чтобы не быть арестованным, Тимофей Кушков уезжает в Башкирию. Хотел он  выехать вместе с семьей, но жена  Ирина Петровна  отказалась поехать. Так его сын Илья с матерью  остались вдвоем. Жизнь  его заставила быть жнецом и кузнецом.

Встретился он однажды  на Тюрлеминской железнодорожной станции с девушкой - интересной, но строгой. Девушка оказалась  из Чешламы. Встретился  и влюбился. Что делать? Поехал  на поклон, решил  объясниться. А в доме девушки ворота  оказались закрытыми.

А дело в том, что  молодая Мария оказалась из богатой семьи Ивана Дмитриевича Беловощева, торговца  яйцами, из рода купцов Селивановых. Предпринимателя хотели арестовать, но он сбежал. В Чешламе остались жена и  девять детей. Беловощев рассчитывал, что такую многодетную семью не  осмеляться выселить. Но не пощадили, всех  выставили за ворота.  Самой старшей была Мария.  Вот она-то  и стала женой Ильи Кушкова. В память о своей  матери ее сын Александр купил новый  дом в Чешламе, в котором бывают и внуки  Марии Кушковой.

Мария сменила фамилию на Кушкову, стала колхозницей и уже мало кто знал, что она  происходит из  купеческого рода.  Илью Кушкова в МТС  назначили разъездным механиком,  затем главным.

Одновременно он решил поступить в Козловскую  школу рабочей молодежи и успешно ее окончил. Таким образом механизатор широкого профиля шел  в ногу со временем. А в семье между тем один за другим подрастали дети:  Валентина, Адриан, Александр, Галина, Владимир. Все они на "хорошо" и "отлично"  учились в Байгуловской семилетней школе, а потом в Карачевской средней.

Все шло,  как говорится, складно и ладно. Живи да радуйся. Но не тут-то было.  Умерла  внезапно старшая дочь Валентина,  а вскоре началась  Великая Отечественная война  1941 года.

Илья Кушков, прошедший накануне войны военно-полевые сборы, был зачислен в запас  как танкист. На второй день он пришел  в райвоенкомат  с заявлением - добровольцем  пойти на фронт. Его  выслушали, поблагодарили и сказали: "Пока, товарищ Кушков, идите в МТС".

Зашел  он в кабинет директора Г.Захарова,  в котором стоял дым  коромыслом и шел горячий спор. Молодые хотели идти на фронт, а  директор им говорил: "Кто будет кормить армию, рабочий класс. Мы вместе с райвоенкоматом будем решать этот  вопрос". Так  и Илью Кушкова  не отпустили, на него наложили бронь,  он стал военнообязанным  на трудовом  фронте.  И.Кушков вместе с  трудолюбивыми колхозниками с утра до вечера,  не покладая  рук пахали, сеяли, собирали урожай и все собранное  сдавали государству. Зачастую  самим колхозникам  ничего не оставалось - питались картошкой, травами, плодами лебеды.

В глубоком тылу не было слышно разве  что   свиста пуль, разрывов снарядов, а так  горя и страдании было  предостаточно. Все годы войны Илья Кушков не уходил с поля и ремонтных  мастерских. Бригадир тракторной бригады  головой отвечал за весенне-полевые работы, сбор урожая и сдачу хлеба государству. Фронт  и тыл были единой цепью и разрывать ее было нельзя. Своим  самоотверженным трудом, беспокойными трудными  днями и ночами Илья Кушков тоже  приближал  День Победы.  А в 1946 году ему одному из первых была вручена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.".

Все свои годы и в послевоенное время Илья Тимофеевич до самого выхода на пенсию работал бригадиром тракторной бригады. Байгуловцы  и по сей день помнят  своего первого тракториста, механика, механизатора широкого профиля. Истинной труженицей была и его жена, мать большого семейства  Мария Ивановна, тоже  награжденная медалью "За доблестный труд в Великой  Отечественной войне 1941-1945 г.г.".

Родители  трудились  и не забывали своих детей. Всех они вырастили, воспитали и дали хорошее образование, а самое главное - привили  любовь к  труду. Сыновья Адриан, Александр, Владимир постоянно вертелись  возле отца. Они рано "оседлали"  трактор и автомашину. Уже в подростковом возрасте умело стали управлять техникой. Все они пошли по стопам отца  и приумножили  его славные традиции.

Адриану  в 1977 году  было присвоено звание "Заслуженный  механизатор  сельского  хозяйства Чувашской Республики", а в 1990 году - он стал заслуженным механизатором РСФСР.

Сын Владимир Ильич, отслужил  в армию, окончил техникум, поступил  в сельхозинститут. Он был  слесарем, затем механиком, руководителем ремонтной мастерской, главным инженером Кугесьской "Сельхозтехники". Жаль,  что он   рано  ушел из жизни.

А  вот другой сын, Александр Ильич, пошел  значительно  дальше. От прицепщика, помощника комбайнера, бригадира тракторной бригады, сержанта Советской Армии, старшего инженера,  управляющего "Сельхозтехники",  управляющего  Агропромтрестом, первого секретаря райкома  партии дошел до министра сельского хозяйства, заместителя  председателя  Совета Министров Чувашской  Республики.

Славное наследство после себя  оставил Илья Тимофеевич Кушков на земле. Он, ставший инженером-самородком, сам был  трудолюбивым, исполнительным и ценил тех, кто работал  на совесть.  Этому качеству он учил и своих  детей. Дочь Галина Ильинична дошла до начальника  цеха. Она более  40 лет  проработала  на крупном швейном  предприятии "Рассвет". Ее  портрет  не сходил  с Доски  Почета  Московского района  города Чебоксары. Такой была и их мать - Мария Ивановна. Сейчас в большой семье Кушковых растут внуки и правнуки, среди которых инженера, врачи, педагоги и славные труженики  села.

 



25 января 2005
00:00
Поделиться