Страницы из новой книги: УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ И ТЫЛА, ИХ ДЕТИ И ВНУКИ
Так называется седьмая по счету книга Н.Маклакова. Она посвящена 60-летию Победы над фашистской Германией, написана в память о ветеранах.
В январе 1942 года пожилой отец, участник первой мировой войны и двух революций 1917 года, Ф.Ф.Ларионов получил извещение-похоронку, в которой сообщалось: "Ваш отважный сын, старший сержант, помощник командира взвода П.Ф.Ларионов погиб смертью храбрых в битве за освобождение города Тулы".
А в 1970 году комсомольцы-следопыты из группы "Поиск" прислали по этому же адресу письмо следующего содержания: "Ваш сын П.Ф.Ларионов погиб за освобождение нашего города-героя Тулы и перезахоронен здесь в братской могиле". Такие похоронки уже с начала войны стали приходить во многие семьи необъятной страны СССР. В декабре 1941 года получили страшное известие матери П.П.Майорова, И.С.Космодемьянского, К.К.Пандюкова, Н.М.Блисова из деревни Криуши. Горе и страдания обрушивались на многие семьи. С декабря 1941 года не стало писем и от Павла Ларионова. Карамышевскую среднюю школу в 1938 году он окончил с отличием. Хотел было сразу поступить в Чебоксарский пединститут, но вот пришел к нему председатель колхоза "Красный Волгарь" В.Ф.Филиппов и попросил его выручить - поработать бухгалтером колхоза. Уговорил парня председатель. Павел решил годик поработать. Был он отличным математиком, в бухгалтерскую кухню быстро вписался и стал верным помощником председателя колхоза. В те тридцатые годы в условиях деревни немногие имели среднее образование. Павел Ларионов занимался не только финансовыми делами - трудоднями, но и следил, контролировал за ходом исполнения решений правления колхоза. Только с институтом пришлось повременить. В 1940 году его призвали в ряды Красной Армии. Служба в армии тогда считалась не только обязанностью, но и делом чести, совести, гордости. Физически крепкого парня с Ворошиловским значком на груди сразу определили в полковую школу, в которой готовили младший командный состав. А призывался Павел Ларионов вместе с К.И.Кудряшовым, участником парада Победы в Москве.
Здесь курсант Ларионов по своим знаниям, способностям и физическим возможностям подавал большие надежды. Он стал отличником боевой и политической подготовки. Успешно окончил полковую школу, стал старшим сержантом, помощником командира стрелкового взвода. Служба проходила в постоянных учениях, так он писал в своих письмах к отцу в Криуши. А в одном из писем сообщал, что ему предлагают военное училище. Такие образованные, физически развитые молодые люди нужны были Красной Армии.
Но неожиданно все изменилось. Началась страшная, разрушительная, кровопролитная Великая Отечественная война. Павел Ларионов оказался в составе стрелкового батальона Западного фронта. Военные события первых месяцев войны 1941 года оказались очень драматичными. Враг наступал, а Красная Армия в силу целого ряда обстоятельств была вынуждена отступать. Да, было отступление, попадали наши войска в окружение, с боями выходили. Но, отступая, наша армия оборонялась. Каждый клочок родной земли давался врагу ценой гибели немецких солдат и потерей вражеской техники. Старший сержант П.Ларионов четыре месяца находился в такой горячей битве, схватке с врагом. Вместе со своими товарищами он не раз ходил в атаку, был и в разведке. Встречался он лицом к лицу с врагом, который маячил поблизости и нагло выкрикивал: "Рус, капут! Иван, сдавайся!" В эти тяжелые месяцы войны наш земляк познал всю меру ненависти к захватчикам. У него на глазах, на руках умирали товарищи, его подчиненные из взвода. Об этом он писал и в письмах, которые бережно хранятся и по сей день. А вот после ноября 1941 года письма от Павла перестали получать. Именно в это время создалась напряженная обстановка. Враг оказался у стен Москвы. Тут было не до писем. Началось историческое контрнаступление Красной Армии. Отборным частям немецкой армии пришлось впервые позорно отступать. В начале контрнаступления под Москвой П.Ларионов получил ранение в правую руку. Об этом написал командир отделения из взвода Ларионова И.Долгов родом из Чувашии в письме-треугольнике. Видимо, сам Павел не мог писать, попросил друга-земляка. Полевая медсестра сделала старшему сержанту перевязку и отправила в санитарный пункт. Но помощник командира взвода сказал: "До свадьбы заживет, сейчас некогда" и пошел дальше со своим взводом в наступление. Иначе он не мог. А во взводе все солдаты-сибиряки оказались как на подбор - физически крепкие, мужественные, ни один из них не пасовал перед вражеским танком. Враг, обороняясь, отступал. Но дальше немцы как бы опомнились и решили остановить контрнаступление Красной Армии. На подступах к городу Тулы развернулись жаркие бои, в которых не раз ходил в атаку со своим взводом и П.Ларионов.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ НЕБЫТИЯ
Бои были ожесточенными, враг отступал, но делал все, чтобы приостановить контрнаступление. Писем от Павла Ларионова так и не было. Сводки информбюро, который читал диктор, легендарный Левитан, оставались тревожными. В этой обстановке трудно было верить в чудо. Но вот в марте 1942 года отец Ф.Ларионов получил письмо и глазам своим не верил: почерк был знакомым. Сразу письмо не вскрывали. Было какое-то душевное смятение. Надо понять - в январе пришла похоронка, а сейчас в марте - письмо. Оно оказалось, действительно, от сына Павла. Спасли его санитары, врачи, а затем его поездом, как и многих раненых, отправили в Иркутский военный госпиталь. Операция на животе прошла благополучно. А вот ранение ноги оказалось опасным. Хотели правую ногу ампутировать: началось страшное омертвение тканей. В числе хирургов в госпитале оказался военврач из Козловки, который посоветовал Павлу Ларионову не соглашаться на ампутацию. Боли были адские, рассказывал фронтовик, делали постоянные уколы, очищали рану, вновь и вновь перевязывали. К койке был прикован. Почти четыре месяца пролежал старший сержант Ларионов в госпитале, а затем был выписан, но не комиссован. Ему еще пришлось продолжить служить в прифронтовой полосе, в отделе снабжения. Но ранение давало знать о себе. Вот поэтому в ноябре 1942 года был он демобилизован. При постановке на учет в Козловском райвоенкомате предложили фронтовику поработать военруком Кинерской семилетней школы. Павел со школьной скамьи мечтал стать учителем. Сейчас ему такая возможность представилась. Приступил он к работе, полюбили его дети, учителя вслух стали говорить о том, что Павел Федорович - прирожденный педагог. Ученики часто просили военрука рассказать о войне, но Павлу Федоровичу становилось плохо при воспоминаниях о Великой Отечественной войне. А классные руководители все чаще его стали приглашать на часы воспитания. Ученикам седьмого класса он поведал свою фронтовую историю, которая сохранилась в альбоме музея школы.
В одном из наступлений под Тулой взвод П.Ларионова стали обстреливать с флангов. Было ясно, что немцы, отступая, засели и решили неожиданно атаковать. "Шли немцы, - рассказывал военрук своим ученикам, - с автоматами в полный рост и в упор стреляли по нашим траншеям, в которые залегли бойцы взвода. Началась встречная атака. Меня ранило, а потом, что было дальше, я не помню. А было вот что. Немецкая атака была отбита. Все автоматчики были уничтожены. Но от взвода осталось лишь человек 5. Погиб и командир взвода лейтенант Сергей Богданов. Старший сержант П.Ларионов был ранен в живот и ногу. Лежал он весь в крови, без сознания, никаких признаков жизни не подавал. Оставшиеся в живых бойцы-стрелки пошли вперед, оставив убитых и раненых на совесть санитаров. В бессознательном состоянии, потерявший много крови, старший сержант Ларионов был довезен до санбата. Товарищи по оружию об этом не знали. Все считали, что он вместе с командиром взвода смертельно был ранен. На этом основании появилась и похоронка, которая пришла в Криуши, к отцу.
СЕМЕЙНАЯ ДИНАСТИЯ ОФИЦЕРОВ
В 1942 году у П.Ларионова сложилась счастливая семья. Встретил он в школе интересную, молодую учительницу Нину Петровну, которая стала ему верной спутницей жизни, любящей женой и матерью пятерых славных детей. Автор очерка знает об этом не понаслышке. Будучи заведующим Козловским роно, ему не раз приходилось встречаться с Ниной Петровной Ларионовой, поистине заслуженной, всеми уважаемой учительницей Кинерской восьмилетней школы. Здесь всюду было уютно. В школу собирались все жители, как в храм Божий. Роно и дирекция школы забот не знали по этому филиалу. Муж Нины Петровны Павел Федорович Ларионов, назначенный начальником Криушинского топсбыта, по своей личной инициативе готовил школу к новому учебному году, а топливо завозил на 2-3 года.
Павел Федорович и Нина Петровна вырастили, воспитали пятерых детей и всем им помогли получить высшее образование. Их дети, опираясь на опыт, пример своих родителей, старались трудиться и учиться, хотели стать полезными для общества людьми.
Старший Владимир после окончания Кинерской семилетней школы в Москву. Там он у дяди по линии матери жил и успешно окончил среднюю школу. Отслужил в армии, окончил Московский политехнический институт. Стал не просто инженером, а рационализатором-изобретателем. С должности заместителя директора крупного машиностроительного завода в Люберцах вышел на пенсию.
Валерий, второй сын, в армии поступил в Ленинградское военно-инженерное училище. Дослужился до звания подполковника. А его сын Павел продолжает сейчас учебу в Казанском военном институте.
Дочь, Елизавета Павловна, решила пойти по стопам матери Нины Петровны. Она тогда сразу поступила в Чувашский госпединститут. А вот вышла замуж за офицера-односельчанина В.Плисова, сына погибшего фронтовика. Стал он полковником. После окончания Московской бронетанковой академии был назначен командиром дивизии Казанского Кремля. Сын Сергей тоже стал офицером, сейчас в звании капитана, служит в Чечне.
Третий сын Аркадий Павлович Ларионов после службы в армии окончил Чувашский сельхозинститут и стал ученым агрономом. Сейчас он возглавляет СХПК "Колос". Вместе со своей женой Зоей Антоновной вырастили двух славных сыновей - Александра и Евгения, которые продолжают пока учиться.
Самым младшим в семье оказался Александр. Служил в армии, поступил в танковое училище, с отличием его окончил. Шел по ступеням роста по службе. Успешно окончил Московскую бронетанковую военную академию. Дослужился до звания подполковника. Но вот только жаль, что девяностые годы ХХ в. оказались очень трудными и сложными. Многие офицеры оказались не у дел. Выйдя на пенсию, подполковник А.Ларионов продолжил свою службу, но только уже в другом качестве. В Козловском районе сейчас его многие знают. Ведь он принимает непосредственное участие в газификации района. Возглавляет он филиал "Козловкагаз" ОАО "Чувашсетьгаз". Его сын Петр решил пополнить семейную династию офицеров. Сейчас он учится на третьем курсе Казанского военного института. А дочь Елена пошла по стопам бабушки Нины Петровны, стала педагогом. Вышла замуж за офицера Б.Чакурина. За родительским домом в Криушах продолжают ухаживать Александр Павлович и его жена Елизавета Петровна. Сюда все дети и внуки съезжаются. Они помнят и свято чтят память своих родителей.
Фронтовик Павел Федорович Ларионов прожил нелегкую жизнь, но счастливую. Нашли его и заслуженные награды - медали "За отвагу", "За победу над Германией". Вместе с Ниной Петровной они получили медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.".
В родословной Ларионовых много династий - хлеборобы, инженера, военные, медики и всех их объединяет одно общее - трудолюбие, образованность, воспитанность, уважительное отношение к людям, большая любовь к малой Родине и Отчизне. В семье фронтовика П.Ларионова все слилось воедино - старшее и младшее поколение. Вот поэтому всем им легче шагается и по жизни.