Бюджет 2005 года принят: надо работать
В повестке дня 30 заседания Собрания депутатов Козловского района значился вопрос "О бюджете Козловского района на 2005 год". Народные избранники проголосовали за его принятие. Прокомментировать главный финансовый документ района мы попросили начальника финансового отдела Министерства финансов Чувашской Республики в Козловке Наталью Александровну Ковалеву. Вот что она нам рассказала:
- Предварительную работу депутатов над бюджетом будущего года в постоянных комиссиях Собрания депутатов Козловского района можно оценить, как конструктивную. Этим составом депутатов бюджет района принимается в четвертый раз.
В основе бюджета - прогноз социально-экономического развития района на 2005 год, апрельский Указ главы республики об основных направлениях бюджетной политики на 2005 год. Параметры бюджета - 2005 таковы: расходы запланированы в объеме 168 млн. рублей (на 29 млн. рублей больше, чем в текущем году), по доходам - 166 млн. рублей. Предельный размер дефицита рассчитан в сумме 2,250 млн. рублей, источником его финансирования определены муниципальные займы, кредиты и доходы от продажи муниципального имущества, а также изменения остатков средств на счете по учету средств бюджета Козловского района.
Необходимо отметить, что бюджет 2005 года - бюджет переходного периода. Периода, когда впервые в стране на законодательном уровне разграничены доходные и расходные полномочия между бюджетами разных уровней. Периода, когда вступает в силу отдельные положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Периода структурных реформ государственного и муниципального сектора, как реформа федеральных отношений и местного самоуправления, реформа бюджетного процесса, реформа социальной защиты населения и реформа системы органов исполнительной власти.
В основу формирования бюджета заложены следующие основные экономические характеристики:
рост объема промышленного производства - 5-6 процентов;
рост валовой продукции сельского хозяйства - 10-15 процентов;
рост реально располагаемых доходов населения - 8-10 процентов;
индекс инфляции 9 процентов.
При разработке основных параметров бюджетной системы Козловского района на 2005 год учтены следующие изменения налогового законодательства: снижение до 26 процентов ставки Единого социального налога;
отмена налога на рекламу;
передача в бюджет Чувашской Республики налога на имущество предприятий, ранее зачислявшихся в районный бюджет по нормативу 50 процентов;
изменения норматива отчисления налога на доходы физических лиц;
увеличение до 90 процентов норматива отчисления единого налога на вмененный доход;
передача в бюджет республики налога на совокупный доход.
Исходя из вышеизложенных изменений и прогнозных условий социально-экономического развития района, прогноз доходов бюджета района составит 22,5 млн. рублей, в том числе налоговые доходы в сумме 16,1 млн. рублей, неналоговые доходы в сумме 6,5 млн. рублей.
Трансфертные платежи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в 2005 году утверждены Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год" и составят 71,5 млн. рублей. Таким образом, дотационность бюджета Козловского района составит 74,2 процента. Кроме того, из республиканского бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по реализации законов поступят 69,5 млн. рублей.
Необходимо отметить, что начиная с 2006 года возрождаются сельские и городские бюджеты. Финансовым отделом уже произведены предварительные расчеты по каждому из них. В перспективе планируется зачислять в поселенческие бюджеты 10 процентов налога на доходы с физических лиц, и в полном объеме налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Вместе с финансами муниципальным образованиям будут отданы полномочия по содержанию объектов благоустройства, клубов, библиотек, по ремонту и содержанию дорог общего пользования и содержание самого аппарата управления. Главам местных администраций уже сегодня нужно озадачиться вопросами материального и кадрового обеспечения реформы местного самоуправления.
Структура расходов бюджета сформирована с учетом введения с 1 января 2005 года новой бюджетной классификации Российской Федерации и разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы страны.
Расходы по разделу "Общегосударственные вопросы" определены в сумме 16,3 млн. рублей. Кроме содержания аппарата исполнительной власти включены расходы на обслуживание муниципального долга в размере 20 тыс. рублей, резервный фонд - 950 тыс. рублей, на обеспечение правоохранительной деятельности - 200 тыс. рублей ( в том числе деятельность добровольных народных дружин 70 тыс. рублей). Также отражены средства на проведение выборов депутатов в сумме 692 тыс. рублей.
На развитие и содержание местных дорог в разделе "Национальная экономика" учтены средства в сумме 20 млн. 640 тыс. рублей (против 9,6 млн. рублей в текущем году) и республиканские средства на поддержку агропромышленного комплекса в сумме 2 млн. 930 тыс. рублей (развитие племенного животноводства, элитного семеноводства, мероприятия по повышению плодородия почв).
Расходы по жилищно-коммунальному хозяйству рассчитаны, исходя из общей площади жилья с учетом стандарта оплаты населением услуг ЖКХ в размере 90 процентов. Предельная стоимость предоставленных жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади в месяц ограничена 22 рублями. Расходы на капитальный ремонт и благоустройство территорий едины по всем районам, соответственно, 8,4 рубля на 1 квадратный метр и 131,5 рублей на 1 человека. В итоге общая сумма ассигнований в жилищно-коммунальное хозяйство составит 11718 тыс. рублей, в том числе по данному разделу в соответствии новой бюджетной классификацией предусмотрены средства в виде субсидий на строительство и приобретение жилья - 1961,6 тыс. рублей и часть капитальных вложений районной адресной инвестиционной программы в размере 1286,6 тыс. рублей.
Большой блок социальных вопросов составляет в расходной части бюджета района 48,9 процента. Это уменьшение связано с передачей отдельных полномочий органам госвласти Чувашской Республики. Существуют характерные особенности формирования расходов по образованию и социальной политике. А именно реализация полномочий по финансированию общеобразовательного стандарта (учебные расходы) будет нами осуществляться за счет субвещий, передаваемых из республиканского бюджета. Полномочия по осуществлению расходов, не отнесенных к учебным (содержание зданий школ, коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт и т.п.) сохранены за органами местного самоуправления.
В текущем году мы еще будем ощущать затраты по содержанию домов ветеранов, Центра реабилитации несовершеннолетних и другие, но с 2006 года произойдет их полная передача на бюджет республики.
Отрасль "Образование" будет финансироваться из двух источников - районного бюджета и фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета. Запланировано 20573,8 тыс. рублей в бюджете района и 25497,4 тыс. рублей - республиканском. В 2005 году еще сохранены льготы на жилищно-коммунальные услуги специалистам, работающим на селе, а вот компенсация школьных обедов (1,5 рублей в день на 1 ученика) отменяется. Как и в текущем году, из республики будут переданы средства на выплату компенсации на методлитературу в сумме 596,7 тыс. рублей, на выплату пособий опекунам - 2784,2 тыс. рублей. На строительство школы № 2 спрогнозированы 6200 тыс. рублей, в том числе 200 тыс. рублей из районного бюджета.
Отрасль "Культура" не претерпевает существенных изменений. В прежнем порядке будут финансироваться льготы на жилищно-коммунальные услуги специалистам, работающим на селе. Необходимо говтоиться к 2006 году для передачи на баланс поселенческих бюджетов библиотек и клубов.
Расходы на отрасль "Здравоохранение" в 2005 году рассчитаны по единому для всех районов нормативу на 1 жителя республики и составляют 18847,6 тыс. рублей. В этом разделе учтены средства капитальных вложений на реконструкцию терапевтического корпуса в размере 4100 тыс. рублей, из которых 100 тыс. рублей средства из районного бюджета. И капитальные вложения на физкультурно-оздоровительный центр в сумме 100 тыс. рублей. Льготы на жилищно-коммунальные услуги специалистам, работающим на селе и бесплатный отпуск молочных смесей детям первого и второго года жизни запланированы, соответственно, в сумме 388,7 и 1163,5 тыс. рублей.
Расходы на заработную плату по социально-культурном отраслям запланированы с ростом с 1 января 2005 года на 25 процентов. Расходы по коммунальным услугам рассчитаны по коэффициенту роста тарифов в 1,11 раза, а по другим материальным затратам в среднем на 8 процентов.Бюджет 2005 года сформирован достаточно напряженным. В процессе его исполнения придется здорово поработать, чтобы ликвидировать его дефицит.