Куславкка муниципаллă округӗ

ПОМНИМ ВАС ПОИМЕННО...

К 60-летию Великой Победы

ПОМНИМ ВАС ПОИМЕННО...

Много вас, ушедших на великую битву с коварным врагом. Трудно сосчитать, но память о вас не погаснет никогда.

Вечерние сумерки одели землю и зашли сероватыми тенями в комнату. Невыносимая тоска по рано умершему сыну и мужу разрывает мое сердце. Я беру свои старые записи и перечитываю их.

Я будто слышу тихий голос Петра Тихоновича Хуртина: "1943 год. Курская дуга. До 5 июля стояли в обороне под Белгородом, а 5 числа началась великая Курская битва. Я командовал взводом противотанковых орудий 1241-го стрелкового полка 375-ой стрелковой дивизии, которая входила в гвардейскую армию.

Огромное поле было черным от техники. Здесь и немецкие "Тигры" и "Пантеры", и штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты типа "Фокке-Вульф-190А" и советские "Т-34", "КВ" и "ИВС".

Мы непрерывно отбивали атаки вражеской пехоты, сами бросались в бои, помогая нашим танкам и артиллерии уничтожать фашистские машины.

Наша дивизия была переброшена к станции Прохоровка, где шла непрерывная стрельба. Здесь разгорелись самые жестокие кровопролитные бои. Над полем стояли сплошной дым и пыль. Не видно было солнца. Молоденький солдатик шел рядом со мной и все говорил: "Товарищ младший лейтенант, товарищ младший лейтенант, я боюсь, не оставляйте меня..." Я его обнял одной рукой и твердо сказал: "И мне страшно, но мы пойдем вперед: смелый тот, кто побеждает страх". А бой вроде захлебнулся. Солдатик был ранен, его унесли санитары. Но бой танков разгорелся с еще большей силой. Это была ужасная картина: скрежет металла, гудение снарядов, звуки поднимающейся земли и грохот артиллерии - все слилось в один страшный сплошной вой. Я был ранен и завален землей. Когда пришел в сознание, не мог открыть рот, так как давила земля, я задыхался, подумал, жив ли я, целы ли руки и ноги, ломило колено - там, видимо, рана. Где солдаты, мой взвод? Вдруг услышал скрежет лопаты - бойцы соседнего подразделения, как я узнал потом, меня выкапывали из-под земли.

А в моем взводе меня считали погибшим и послали "похоронку" моим родным домой. Мать была безутешной. Когда же из госпиталя я сообщил, что жив, то она не могла говорить и упала, как рассказали мне после войны. Я родился дважды: в 1917 году и в 1943-м . И вот живу - это потому, что я всегда побеждал страх, находил правильное решение и был добр к товарищам. Мне пришлось участвовать в прорыве обороны на Львовском направлении, затем в беспрерывных боях продвигался со своим взводом ПТР до реки Висла в Польше. За боевые действия в этих сражениях я был награжден орденом "Красная звезда", дважды получал благодарственные письма Главнокомандующего. В августе 1944 года участвовал в формировании широкой реки Висла, в захвате Сандомирского плацдарма. Снова ранен. Но, как и раньше, мой взвод был впереди, форсировали реку Одер, затем брали город Губен и Берлин. Чем ближе к Берлину, тем злее становились немцы. Они заранее создавали оборонительные рубежи с железобетонными латами и стальными колпаками, врытыми в землю, с землянками и укрытиями из земли и дерева. Немец прятался всюду, но мы выбивали врага из каждого подвала и гаража, из погребов и ям, на кладбищах и т.д.

Наш солдат оказался умнее и проворнее, смелее и выносливее. Нам помогал весь советский народ, от мала до велика.

В битве за Берлин 19 апреля 1945 года я был ранен в третий раз: оторвало кисть левой руки, а потом открылась язва 12-перстной кишки. Меня демобилизовали из армии.

Вот и все, что я пережил за свою жизнь",- читаю я слова Петра Тихоновича, сказанные когда-то на встрече с молодыми учителями.

А я подумала, что не о всех бедах его семьи я записала тогда. Восемь лет он был директором КСШ № 1, школы, которую окончил в 1938 году. И в послевоенное время трагедии его не обходили: он потерял 30-летнего сына, умершего от болезни почек, и любимую жену.

Да, это был Человек с большой буквы. Он любил говорить: "Надо жить ради тех, кто нуждается в тебе".

Много добрых дел оставил Петр Тихонович на земле. Идите на Пушкину гору, где будете любоваться красивым хвойным лесом и вдыхать чистейший воздух. Не рубите сосенки - это дела тех, кто сажал и вырастил их, это - дело Ивана Ниловича Нилова, участника Сталинградской битвы, и Петра Тихоновича Хуртина.

Давайте сохраним память о них.



01 декабря 2004
00:00
Поделиться