Куславкка муниципаллă округӗ

Обладаешь властью - отвечай перед народом

 Обладаешь властью - отвечай перед народом.

В Чувашской Республике в соответствии с Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
предусматривается создание двухуровневого местного самоуправления и трех
типов муниципальных образований. О том, как в г. Козловке готовятся к
переходу на новые территориальные и организационные принципы самоуправления,
рассказывает глава администрации Валентин Колумб.

 - Валентин Николаевич, новая редакция Закона придала новый импульс в этой жизненно важной сфере. Вы
согласны с этим?

- Да, она решает несколько важных проблем. Определяет
полномочия всех уровней власти, реализуя главный принцип управления:
обладаешь властью - отвечай перед народом, а не получается - уходи. Вводит
четкие принципы территориальной организации. Более предметно и детально
регулирует основы местного самоуправления, в части вопросов поселения,
муниципального района, городского округа, форм реализации своих прав
населением, бюджетного обеспечения муниципальных образований, определения
условий наступления ответственности должностных лиц. - Как сделать так,
чтобы местное самоуправление стало реальным? - Главное - продуманная его
организация. Местное самоуправление в последние годы находилось в кризисном
состоянии. Реформы, проводимые "сверху", не подкреплялись встречным
движением населения. Даже в небольших муниципальных образованиях оно не
консолидировано, не в состоянии отстаивать свои интересы. Немало поселков,
деревень, жители которых просто растерялись: работы нет, зато есть пьянка.
Людям надоело жить в такой беспросветной, непонятной для них ситуации. Для
возрождения таких населенных пунктов и нужен этот Закон. Ведь его задача -
создать местное самоуправление на всей территории страны. Количественный
минимум - в тысячу человек - выбран не случайно. В таком населенном пункте
должно быть все, что удовлетворяет элементарные потребности людей: школа,
больница, участковый милиционер, котельная, благоустройство, автобус... -
Предстоят серьезные перемены... - Понимая огромный объем предстоящей работы
по реализации Закона, в марте распоряжением главы администрации на
территории Козловского района была создана рабочая группа по приведению в
соответствие устава района, поселений, разработке предложений
административно-территориального устройства района, регламента работы
будущего представительного органа, положения о местной администрации и
других правовых актов. - И каковы же первые результаты? - Они показали, что
новые критерии в отношении муниципальных территорий вполне применимы на
практике и позволяют приблизить местную власть к жителям поселений, чтобы
она была в состоянии обеспечить для них нормальные условия жизни, чтобы
человек мог контролировать деятельность власти, а власть - получить отклик
членов местного сообщества на принятые ею решения. На территории района
планируется создать одно городское и девять сельских поселений, с
численностью населения последних более 1000 человек. Были предложения о
создании всего пяти сельских поселений, но в этом случае возникает проблема
реализации принципа пешеходной доступности. Но я думаю, что никто не станет
возражать, если территория поселения захватывает так называемые
перспективные "точки роста", позволяющие в будущем приумножить доходную
часть его бюджета. Тем более изменения, внесенные в Бюджетный и Налоговый
кодексы в августе, имеют тенденцию к дальнейшей централизации доходов и
децентрализации расходов. - Удастся ли Вам в этих условиях сбалансировать
расходные и доходные полномочия? - Нужны постоянные налоги и не просто для
наполнения бюджета, а прежде всего - для населения. Человек должен
почувствовать, что часть его налогов возвращается к нему, пусть даже не
столь большая, как хотелось бы. Что именно он нанимает учителя для своих
детей, на его деньги ремонтируют дорогу, благоустраивают город. С этого и
начинается подлинное самоуправление. Потому что самоуправление - не просто
решение экономических, финансовых вопросов. Это нравственное возрождение
людей, преодоление в себе иждивенчества. - Но ведь источниками будущих
доходов местных бюджетов является ресурсная составляющая реформы? - Говоря о
проблеме ресурсного обеспечения, я связал бы ее с организационными
структурами, которые будут выстраивать муниципалы. Практически невозможно
описать структуру местной администрации, исходя из программно-целевого
подхода, т.к. программы развития муниципальных образований существенно
различаются, но в то же время можно предложить некоторые рекомендации по ее
структурированию в части исполнения обязательств. Федеральный закон
предписывает поселениям решать 22 вопроса местного значения (статья 14). На
наш взгляд, есть смысл сгруппировать их в несколько блоков ("экономика и
финансы", "жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство", "социальная
политика", "безопасность", "организационное обеспечение"), а также
вспомогательные функции по обеспечению деятельности местной администрации.
Исходя из такой систематизации и следует выстраивать структуру управления -
структуру местной администрации. При этом мы реализуем один из ключевых
принципов теории управления: соответствие субъектов управления управляемым
объектам. - Как обеспечить эффективное распоряжение муниципальным
имуществом? - Муниципалитет либо продолжит коммунальный способ
хозяйствования, либо выберет смешанный способ и, создавая условия для
развития малого и среднего бизнеса, будет обеспечивать менее затратное и
более качественное оказание услуг населению. Причем новое законодательство
формируется в направлении минимизации хозяйственной составляющей и усилением
организующей, координирующей роли органов местного самоуправления в
отношении рыночных субъектов. В этой связи не могу не сказать о роли
общественных органов управления. Очень важными являются увеличение степени
доверия населения к власти и обеспечение прозрачности ее деятельности,
особенно при управлении финансовыми средствами и имуществом. Я бы еще вывел
направление, связанное с обеспечением участия граждан в местном
самоуправлении. Любая власть, даже "заевшаяся", понимает, что не может
сделать ничего серьезного без участия населения. Мы не сделаем подъезды
чистыми, а улицы благоустроенными, не реализуем ни одно стратегическое
направление без участия конкретных людей. Я бы на каждом этапе
реформирования местного самоуправления рассматривал привлечение населения к
активной работе как очень важную стратегическую задачу. Если мы станем на
эту позицию и будем понимать, что жители - наши партнеры, то и ситуация
изменится. - Как скоро, на Ваш взгляд, настанет время, когда люди осознают
себя налогоплательщиками? - Понимание того, что ты платишь в "общую кассу",
чтобы содержать и себя, и других, думаю, приходит только на третий-четвертый
год, какими бы умными мы ни были. Вот это реальное проявление гражданского
общества, возрождение России. Поэтому тем, кто все еще ищет несовершенство в
реформе, могу посоветовать только одно: попробуйте начать работать реально и
вы поймете, сколь огромный потенциал нашего народа еще не использован.


"Республика"
12 ноября 2004
00:00
Поделиться