2018.12.28 СФК «Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счет средств местного бюджета»
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
СФК «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ И ИНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕИМУЩЕСТВ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА»
(утвержден распоряжением Контрольно-счетного органа Козловского района
г. Козловка
2018 год
- Общие положения
1.1. Стандарт финансового контроля «Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счет средств местного бюджета» (далее – Стандарт) подготовлен с целью исполнения ст. 157, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», п.2.6 Положения о Контрольно-счётном органе Козловского района, утверждённого решением Собрания депутатов Козловского района от 25.12.2012 №2/151.
1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счётной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854).
1.3. Стандарт определяет общие требования и принципы проведения Контрольно-счётным органом Козловского района (далее – Контрольно-счётный орган) оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ в пределах полномочий и задач, возложенных на Контрольно-счётный орган.
1.4. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур выполнения оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.
1.5. Задачи, решаемые Стандартом:
- определение методики оценки эффективности предоставляемых налоговых и иных льгот и преимуществ по местным налогам;
- установление последовательности действий по оценке эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;
- установление требований к предоставлению результатов оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.
1.6. В соответствии с подпунктами 6 и 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» должностные лица главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств по требованию сотрудников Контрольно-счётного органа, осуществляющих оценку обязаны предоставлять запрашиваемую ими информацию, относящуюся к персональным данным. При этом, получение согласия субъектов персональных данных на обработку персональных данных не требуется.
1.7. В настоящем Стандарте используются следующие основные понятия и определения:
- «налоговая льгота» — предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
- «оценка эффективности» — процедура сопоставления результатов предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);
- «бюджетная эффективность» — оценка результата хозяйственной деятельности категорий хозяйствующих субъектов или физических лиц, которым предоставлены налоговые и иные льготы и преимущества с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета городского округа;
- «социальная эффективность» — социальные последствия предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения городского округа в результате осуществления деятельности организаций — получателей льгот либо как показатель социальной значимости дополнительного дохода, получаемого в форме налоговой или иной льготы, преимущества в бюджете представителя соответствующего типа категории получателей.
2. Требования к проведению эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ
2.1. Для обеспечения проведения оценки бюджетной и (или) социальной эффективности налоговых льгот должностное лицо Контрольно-счётного органа делает запрос в финансовый отдел администрации Козловского района и налоговый орган о предоставлении информации за оцениваемый период о суммах налоговых льгот в разрезе категорий налогоплательщиков и видов налогов.
Для обеспечения проведения оценки бюджетной и (или) социальной эффективности иных льгот и преимуществ должностное лицо Контрольно-счётного органа делает запрос в соответствующие органы о предоставлении информации о суммах предоставленных за оцениваемый период иных льгот и преимуществ в разрезе категорий получателей.
2.2. Также должностное лицо Контрольно-счётного органа может запросить у налогоплательщиков либо иных получателей сведения об экономических и финансовых показателях, а также социально значимых результатах деятельности налогоплательщиков, получивших налоговые льготы, и получателей иных льгот и преимуществ. При этом социальный эффект может выражаться в материальных преимуществах незащищенных слоев населения, услугах социального характера или иных социально значимых показателях.
В отношении категорий налогоплательщиков и(или) получателей иных льгот и преимуществ, которым были предоставлены льготы в отчетном периоде, но по которым уже принято решение об отмене налоговых льгот на последующие периоды, расчет бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот не производится.
2.3. На основе полученных данных должностное лицо Контрольно-счётного органа проводит оценку бюджетной и (или) социальной эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ по следующим этапам.
На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями Собрания депутатов Козловского района, иными муниципальными правовыми актами налоговых и иных льгот и преимуществ.
По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Стандарту.
На втором этапе определяются суммы выпадающих (недополученных) доходов бюджета города, обусловленные предоставлением налоговых и иных льгот и преимуществ.
Оценка производится по следующим формулам:
1) в случае если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения налогооблагаемой базы либо ее части:
Свд = Сснб * НС,
где Свд - сумма выпадающих (недополученных) доходов бюджета города;
Сснб - сумма (размер) сокращения налогооблагаемой базы по причине предоставления льгот;
НС - действующая в период предоставления льгот налоговая ставка;
2) в случае если предоставление льготы заключается в обложении части налогооблагаемой базы по пониженной налоговой ставке:
Свд = НБл * (НСб — НСл),
где Свд - сумма выпадающих (недополученных) доходов бюджета города;
НБл - размер налогооблагаемой базы, на которую распространяется действие льготной налоговой ставки;
НСб - действующая (предполагаемая) в период предоставления льгот базовая налоговая ставка;
НСл — льготная налоговая ставка.
Сумма (размер) сокращения налогооблагаемой базы по причине предоставления льгот (НБл) представляет собой:
а) по земельному налогу — кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке;
б) по налогу на имущество физических лиц — инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке;
3) в случае применения понижающих коэффициентов для расчета арендной платы:
А = Ц * DКоц * DКкат * DКп , где:
А - стоимость арендной платы одного квадратного метра общей площади нежилых помещений в месяц (рублей);
Ц - базовая ставка стоимости одного квадратного метра общей площади нежилых помещений в месяц (рублей);
DКоц – изменение коэффициента, учитывающего отраслевые и целевые характеристики используемого недвижимого муниципального имущества;
DКкат - изменение коэффициента, учитывающего категорию арендатора;
DК – изменение коэффициента, учитывающего тип помещения;
4) в случае предоставления имущества в безвозмездное либо бессрочное пользование сумма выпадающих (недополученных) доходов бюджета района складывается в виде платы за аренду муниципального имущества;
5) в случае освобождения муниципальных предприятий от отчислений прибыли в доход бюджета либо установления уровня отчислений в минимальных размерах расчет выполняется как разность между максимальным уровнем отчислений от прибыли муниципальных предприятий и установленным представительным органом уровнем для конкретного муниципального предприятия;
6) иные случаи.
Сводная оценка выпадающих (недополученных) доходов бюджета города при использовании налоговых и иных льгот и преимуществ осуществляется по форме согласно приложению 2 к настоящему Стандарту.
На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.
Бюджетная эффективность по каждой из предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ по виду налога, по каждой категории налогоплательщиков и категориям получателей определяется по формуле:
1) БЭ = D Н * НС + ЭР + И, где
БЭ - сумма бюджетной эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ, тыс. рублей;
D НБ - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;
НС – налоговая ставка, %;
ЭР - снижение расходов бюджета (экономия);
И - иные составляющие бюджетной эффективности, не предусмотренные формулой, в том числе увеличение поступлений налоговых доходов за исключением местных налогов.
2) Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков (НБ) определяется как разница между налогооблагаемой базой на конец оцениваемого периода (НБк) и налогооблагаемой базой по каждому виду налогов на начало оцениваемого периода (НБн) в тыс. рублей:
D НБ = НБк — НБн.
3) За базу расчета бюджетной эффективности для категории налогоплательщиков, являющихся получателями средств бюджета, а также муниципальных учреждений может приниматься расчетный (плановый) объем расходов соответствующего получателя на уплату местного налога.
Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ осуществляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Стандарту.
Социальная эффективность каждой из предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков, получателей рассчитывается следующим образом:
а) при предоставлении налоговых и иных льгот и преимуществ организациям, функционирующим в отрасли, предоставляющей работы и услуги населению, социальная эффективность может рассчитываться по формуле:
СЭ = (K2/T2 — K1/T1) * Р1 + (N * ЗПср) + S, где
СЭ – сумма социальной эффективности, тыс. рублей;
Р1 — стоимость предоставляемой услуги (работ) до момента предоставления льгот и преимуществ;
К1 — количество работ и услуг (за год), предоставляемых на территории города до момента предоставления льгот и преимуществ. Рассчитывается как общий объем выполненных работ и оказанных услуг в рассматриваемом периоде;
К2 — количество работ и услуг (за год), предоставляемых в результате расширения деятельности организаций (с момента получения льгот и преимуществ). Рассчитывается на основе данных организаций;
Т1 — годовое потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на текущий момент на территории города;
Т2 — потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на территории города на момент завершения предоставления льгот и преимуществ;
N — число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;
ЗПср — годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, в случае отсутствия показателя может быть использован показатель годового объема средней заработной платы по городу (отрасли);
S — сумма предоставленной льготы и преимущества.
В случае отсутствия данных по показателям К1, К2, Т1, Т2, N, ЗПср, Р1 либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей их значения принимаются равными нулю;
б) при предоставлении налоговых и иных льгот и преимуществ отраслям, не предоставляющим услуги населению, эффективность рассчитывается по формуле:
СЭ = (N * ЗПср) + S, где
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;
ЗПср — годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате реализации проекта, в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S — сумма предоставленной налоговой и иных льгот и преимуществ.
В случае отсутствия данных по показателям N и ЗП ср либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей их значения принимаются равными нулю;
в) при предоставлении налоговых и иных льгот и преимуществ физическим лицам социальный эффект принимается равным сумме предоставленных налоговой и иных льгот и преимуществ.
2.6. На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ путем сопоставления суммы выпадающих (недополученных) доходов бюджета города, обусловленных предоставлением льгот и преимуществ, с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.
Эффективность предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ определяется по формуле:
ЭФ = (БЭ + СЭ) / Свд
Если значение меньше 1, то эффективность предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ имеет низкое значение, если равно и больше 1 — эффективность высокая.
Получение меньшей эффективности от предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ по сравнению с фактическими (плановыми) выпадающими (недополученными) доходами бюджета города, вызванными предоставлением налоговых и иных льгот и преимуществ, означает низкую эффективность налоговых и иных льгот и преимуществ.
3.Требования к оформлению результатов оценки эффективности предоставляемых налоговых и иных льгот и преимуществ
3.1. Результаты анализа и оценки эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ отражаются в заключении, содержащем следующую информацию:
- реестр предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ;
- сумма средств, высвобождающихся у налогоплательщиков, получателей в результате предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;
- оценку достижения целей, в обеспечение которых предоставлены налоговые и иные льготы и преимущества;
- предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых и иных льгот и преимуществ в зависимости от результатов оценки эффективности.
3.2. Результаты оценки эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ могут использоваться для:
а) разработки бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;
б) своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых и иных льгот и преимуществ;
в) введения новых видов налоговых и иных льгот и преимуществ (внесения изменений в предоставленные налоговые и иные льготы и преимущества);
3.3. Заключение направляется в Собрание депутатов Козловского района и главе администрации Козловского района.
Приложение 1
РЕЕСТР
предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ по состоянию
на «__» _________ 20__ года
N |
Вид налога, экономической категории |
Содержание |
Условия |
Категория экономики |
Нормативный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Сводная отчетная форма
для оценки выпадающих (недополученных) доходов бюджета района
при использовании налоговых и иных льгот и преимуществ
по состоянию на «__» ________ 20__ г.
Вид налога, экономической категории________________________________
Содержание налоговой и иной льготы, преимущества_________________
Категория получателей льготы или преимущества (наименование отраслей экономики, на которые распространяется льгота, преимущество) ___________
№ п/п |
Показатель |
Значения |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Налоговая база по налогу за период |
|
|
2 |
Размер сокращения налоговой базы по налогу за период с начала года, тыс. руб. |
|
При освобождении от налогообложения части базы налога |
3 |
Базовая ставка налога, зачисляемого в бюджет города, % |
|
|
4 |
Льготная ставка налога, зачисляемого в бюджет города, % |
|
При применении |
5 |
Сумма выпадающих (недополученных) доходов по причине предоставления налоговых льгот, тыс. руб. |
|
|
Арендная плата |
|
|
|
Прибыль муниципальных предприятий |
|
|
|
Иные |
|
|
Приложение 3
Сводная оценка
эффективности предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ
по состоянию на «___» ________ 20__ г.
Заполняется на основе данных приложений 1 и 2.
N |
Наименование категории |
Сумма |
Сумма |
Оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|