Куславкка муниципаллă округӗ

2018.12.28 СФК «Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счет средств местного бюджета»

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН

КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

СФК «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ И ИНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕИМУЩЕСТВ

ЗА  СЧЕТ СРЕДСТВ МЕСТНОГО  БЮДЖЕТА»

(утвержден распоряжением Контрольно-счетного органа Козловского района

от 28.12.2018 года № 28)

г. Козловка

2018 год

  1. Общие положения

1.1. Стандарт финансового контроля «Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счет средств местного бюджета» (далее – Стандарт) подготовлен с целью исполнения ст. 157, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», п.2.6 Положения о Контрольно-счётном органе Козловского района, утверждённого решением Собрания депутатов Козловского района от 25.12.2012 №2/151.

1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счётной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854).

1.3. Стандарт определяет общие требования и принципы проведения Контрольно-счётным органом Козловского района  (далее – Контрольно-счётный орган) оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ в пределах полномочий и задач, возложенных на Контрольно-счётный орган.

1.4. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур выполнения оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.

1.5. Задачи, решаемые Стандартом:

  • определение методики оценки эффективности предоставляемых налоговых и иных льгот и преимуществ по местным налогам;
  • установление последовательности действий по оценке эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;
  • установление требований к предоставлению результатов оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.

1.6. В соответствии с подпунктами 6 и 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» должностные лица главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств по требованию сотрудников Контрольно-счётного органа, осуществляющих оценку обязаны предоставлять запрашиваемую ими информацию, относящуюся к персональным данным. При этом, получение согласия субъектов персональных данных на обработку персональных данных не требуется.

1.7. В настоящем Стандарте используются следующие основные понятия и определения:

  • «налоговая льгота» — предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
  • «оценка эффективности» — процедура сопоставления результатов предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);
  •  «бюджетная эффективность» — оценка результата хозяйственной деятельности категорий хозяйствующих субъектов или физических лиц, которым предоставлены налоговые и иные льготы и преимущества с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета городского округа;
  • «социальная эффективность» — социальные последствия предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения городского округа в результате осуществления деятельности организаций — получателей льгот либо как показатель социальной значимости дополнительного дохода, получаемого в форме налоговой или иной льготы, преимущества в бюджете представителя соответствующего типа категории получателей.

 

 2. Требования к проведению эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ

2.1.   Для обеспечения проведения оценки бюджетной и (или) социальной эффективности налоговых льгот должностное лицо Контрольно-счётного органа делает запрос в финансовый отдел администрации Козловского района и налоговый орган о предоставлении информации за оцениваемый период о суммах налоговых льгот в разрезе категорий налогоплательщиков и видов налогов.

Для обеспечения проведения оценки бюджетной и (или) социальной эффективности иных льгот и преимуществ должностное лицо Контрольно-счётного органа  делает запрос в соответствующие органы о предоставлении информации о суммах предоставленных за оцениваемый период иных льгот и преимуществ в разрезе категорий получателей.

2.2.      Также должностное лицо Контрольно-счётного органа  может запросить у налогоплательщиков либо иных получателей сведения об экономических и финансовых показателях, а также социально значимых результатах деятельности налогоплательщиков, получивших налоговые льготы, и получателей иных льгот и преимуществ. При этом социальный эффект может выражаться в материальных преимуществах незащищенных слоев населения, услугах социального характера или иных социально значимых показателях.

В отношении категорий налогоплательщиков и(или) получателей иных льгот и преимуществ, которым были предоставлены льготы в отчетном периоде, но по которым уже принято решение об отмене налоговых льгот на последующие периоды, расчет бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот не производится.

2.3.  На основе полученных данных должностное лицо Контрольно-счётного органа проводит оценку бюджетной и (или) социальной эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ по следующим этапам.

На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями Собрания депутатов Козловского района, иными муниципальными правовыми актами налоговых и иных льгот и преимуществ.
По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Стандарту.

На втором этапе определяются суммы выпадающих (недополученных) доходов бюджета города, обусловленные предоставлением налоговых и иных льгот и преимуществ.

Оценка производится по следующим формулам:

1) в случае если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения налогооблагаемой базы либо ее части:

          Свд = Сснб * НС,

где Свд    - сумма выпадающих (недополученных) доходов бюджета города;

Сснб - сумма (размер) сокращения налогооблагаемой базы по причине  предоставления льгот;

НС  - действующая в период предоставления льгот налоговая ставка;

 

2) в случае если предоставление льготы заключается в обложении части налогооблагаемой базы по пониженной налоговой ставке:

          Свд = НБл * (НСб — НСл),

где Свд - сумма выпадающих (недополученных) доходов бюджета  города;

НБл - размер налогооблагаемой базы, на которую распространяется действие льготной налоговой ставки;

НСб - действующая (предполагаемая) в период предоставления льгот базовая налоговая ставка;

НСл — льготная налоговая ставка.

Сумма (размер) сокращения налогооблагаемой базы по причине предоставления льгот (НБл) представляет собой:

а) по земельному налогу — кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке;

б) по налогу на имущество физических лиц — инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке;

3) в случае применения понижающих коэффициентов для расчета арендной платы:

          А = Ц * DКоц  * DКкат  * DКп , где:

А - стоимость  арендной  платы одного квадратного метра общей площади нежилых помещений в месяц (рублей);

Ц - базовая  ставка  стоимости одного квадратного метра общей площади нежилых помещений в месяц (рублей);

DКоц – изменение коэффициента,  учитывающего  отраслевые  и  целевые  характеристики используемого недвижимого муниципального имущества;

DКкат - изменение коэффициента, учитывающего категорию арендатора;

DК – изменение коэффициента, учитывающего тип помещения;

4) в случае предоставления имущества в безвозмездное либо бессрочное пользование сумма выпадающих (недополученных) доходов бюджета района складывается в виде платы за аренду муниципального имущества;

5) в случае освобождения муниципальных предприятий от отчислений прибыли в доход бюджета либо установления уровня отчислений в минимальных размерах  расчет выполняется как разность между максимальным уровнем отчислений от прибыли муниципальных предприятий и установленным представительным органом уровнем для конкретного муниципального предприятия;

6) иные случаи.

Сводная оценка выпадающих (недополученных) доходов бюджета города при использовании налоговых и иных льгот и преимуществ осуществляется по форме согласно приложению 2 к настоящему Стандарту.

На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.

Бюджетная эффективность по каждой из предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ по виду налога, по каждой категории налогоплательщиков и категориям получателей определяется по формуле:

1)       БЭ = D Н * НС + ЭР + И, где

БЭ - сумма бюджетной эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ, тыс. рублей;

D НБ  - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;

НС – налоговая ставка, %;

ЭР  - снижение расходов бюджета (экономия);

И - иные составляющие бюджетной эффективности, не предусмотренные формулой, в том числе увеличение поступлений налоговых доходов за исключением местных налогов.

2)       Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков (НБ) определяется как разница между налогооблагаемой базой на конец оцениваемого периода (НБк) и налогооблагаемой базой по каждому виду налогов на начало оцениваемого периода (НБн) в тыс. рублей:

       D НБ = НБк — НБн.

3)       За базу расчета бюджетной эффективности для категории налогоплательщиков, являющихся получателями средств бюджета, а также муниципальных учреждений может приниматься расчетный (плановый) объем расходов соответствующего получателя на уплату местного налога.

 Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ осуществляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Стандарту.

Социальная эффективность каждой из предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков, получателей рассчитывается следующим образом:

а) при предоставлении налоговых и иных льгот и преимуществ организациям, функционирующим в отрасли, предоставляющей работы и услуги населению, социальная эффективность может рассчитываться по формуле:

     СЭ = (K2/T2 — K1/T1) * Р1 + (N * ЗПср) + S, где

     СЭ – сумма социальной эффективности, тыс. рублей;

Р1 — стоимость предоставляемой услуги (работ) до момента предоставления льгот и преимуществ;

К1 — количество работ и услуг (за год), предоставляемых на территории города до момента предоставления льгот и преимуществ. Рассчитывается как общий объем выполненных работ и оказанных услуг в рассматриваемом периоде;

К2 — количество работ и услуг (за год), предоставляемых в результате расширения деятельности организаций (с момента получения льгот и преимуществ). Рассчитывается на основе данных организаций;

Т1 — годовое потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на текущий момент на территории города;

Т2 — потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на территории города на момент завершения предоставления льгот и преимуществ;

N — число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;

ЗПср — годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, в случае отсутствия показателя может быть использован показатель годового объема средней заработной платы по городу (отрасли);

S — сумма предоставленной льготы и преимущества.

В случае отсутствия данных по показателям К1, К2, Т1, Т2, N, ЗПср, Р1 либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей их значения принимаются равными нулю;

б) при предоставлении налоговых и иных льгот и преимуществ отраслям, не предоставляющим услуги населению, эффективность рассчитывается по формуле:

 СЭ = (N * ЗПср) + S, где

N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;

ЗПср — годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате реализации проекта, в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;

S — сумма предоставленной налоговой и иных льгот и преимуществ.

В случае отсутствия данных по показателям N и ЗП ср либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей их значения принимаются равными нулю;

в) при предоставлении налоговых и иных льгот и преимуществ физическим лицам социальный эффект принимается равным сумме предоставленных налоговой и иных льгот и преимуществ.

2.6. На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ путем сопоставления суммы выпадающих (недополученных) доходов бюджета города, обусловленных предоставлением льгот и преимуществ, с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.

Эффективность предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ определяется по формуле:

    ЭФ = (БЭ + СЭ) / Свд        

Если значение меньше 1, то эффективность предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ имеет низкое значение, если равно и больше 1 — эффективность высокая.

 Получение меньшей эффективности от предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ по сравнению с фактическими (плановыми) выпадающими (недополученными) доходами бюджета города, вызванными предоставлением налоговых и иных льгот и преимуществ, означает низкую эффективность налоговых и иных льгот и преимуществ.

 

3.Требования к оформлению результатов оценки эффективности предоставляемых налоговых и иных льгот и преимуществ

3.1.  Результаты анализа и оценки эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ отражаются в заключении, содержащем следующую информацию:

- реестр предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ;

- сумма средств, высвобождающихся у налогоплательщиков, получателей в результате предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;

- оценку достижения целей, в обеспечение которых предоставлены налоговые и иные льготы и преимущества;

- предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых и иных льгот и преимуществ в зависимости от результатов оценки эффективности.

3.2. Результаты оценки эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ могут использоваться для:

а) разработки бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;

б) своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых и иных льгот и преимуществ;

в) введения новых видов налоговых и иных льгот и преимуществ (внесения изменений в предоставленные налоговые и иные льготы и преимущества);

3.3. Заключение направляется в Собрание депутатов Козловского района и главе администрации Козловского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

РЕЕСТР
предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ по состоянию

на «__» _________ 20__ года

 

N
п/п

Вид налога, экономической категории

Содержание
льготы

Условия
предоставления

Категория
получателей,
отрасли

экономики
(виды деятельности)

Нормативный
правовой
акт

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

Сводная отчетная форма
для оценки выпадающих (недополученных) доходов бюджета района
при использовании налоговых и иных льгот и преимуществ
по состоянию на «__» ________ 20__ г.

 

Вид налога, экономической категории________________________________

Содержание налоговой и иной льготы, преимущества_________________

Категория получателей льготы или преимущества (наименование отраслей  экономики, на которые распространяется льгота, преимущество) ___________

 

№ п/п

Показатель

Значения
показателя
по годам

Примечание

1

2

3

4

1

Налоговая база по налогу за период
с начала года, тыс. руб.

 

 

2

Размер сокращения  налоговой  базы по налогу за период с начала года, тыс. руб.

 

При   освобождении от налогообложения части базы налога

3

Базовая  ставка  налога, зачисляемого в бюджет города, %

 

 

4

Льготная  ставка  налога, зачисляемого в бюджет города, %

 

При     применении
пониженной  ставки налога

5

Сумма  выпадающих (недополученных) доходов по причине предоставления  налоговых   льгот, тыс. руб.

 

 

Арендная плата

 

 

Прибыль муниципальных предприятий

 

 

Иные

 

 

 

Приложение 3

Сводная оценка
эффективности предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ
по состоянию на «___» ________ 20__ г.

 

    Заполняется на основе данных приложений 1 и 2.

 

N
п/п

Наименование категории
налогоплательщиков, получателей

Сумма
выпадающих (недополученных) доходов бюджета

Сумма
бюджетной
(социальной)
эффективности

Оценка
эффективности
налоговых
и иных льгот и преимуществ

1

2

3

4

5